Линии сравнения Астраханское восстаниеВосстание К. А. БулавинаБашкирское восстаниеРелигиозное выступление Выступление работных людей Причины и повод выступлениеТяжелое положение местных жителей (высокие налоги, низкие заработки, взятки и поборы местной администрации) Обнародование указа, запрещающего ношение бород и традиционного костюмаПричинами выступления стали не только новые тяжелые налоги, но и покушение властей на свободы и привилегии казачества. Немалую роль сыграл и царский указ о запрете носить бороду и традиционную русскую одеждуВосстание 1681—83. Поводом послужили слухи о насильственной христианизации нерусского населения Поволжья и Приуралья. Было вызвано введением в 1704 новых налогов и требованием поставок башкирами лошадей для русской армии, а также сопровождавшими эти мероприятия злоупотреблениями. Состав участниковСолдаты и стрельцы, преимущественно старообрядцы. Казаки Донского и Запорожского войскаУчастие стрельцов, посадских людей, казаков, народов Поволжья и Урала, старообрядцев, крестьян Основные события Восстание началось в ночь на 30 июля (10 августа) 1705. 13(24) марта 1706 Шереметеву удалось сломить упорное сопротивление повстанцев в АстраханиОтряды Некрасова и Павлова захватили Дмитриевск (ныне г. Камышин) , 26 мая осадили Саратов, но, не сумев овладеть им, двинулись к Царицыну и обложили городВ 1663 воевода Зеленин подавил восстание в нескольких р-нах Башкирии. Причины пораженияОсновными причинами поражения восстания являлись разобщенность действий восставших, недостаточная организованность и стихийный характер движения. В войске повстанцев назрел заговор. Войска повстанцев были разбиты и др. Башкиры понесли большие человеческие жертвы, потеряли значительную часть своих земель. Однако восстания были не напрасными: башкиры отстояли свою свободу, вотчинное право на землю, не допустили христианизации.
Самыми высшими слоями московского княжества того времени считались: 1. правящая элита - аристократы. их отличительными чертами были их длинные шеи, высокий рост, и тонкие, длинные пальцы.(пример - пётр 1) по внешнему виду, высокому росту можно было понять, что идет влиятельный человек. в большинстве своём они поддерживали национальную социальную политику, не пускали во власть людей из других стран, из-за чего в народе их называли национал-социалистами. 2.дворянство высший слой служилых людей в российском обществе. владело поместьями, но могло передавать поместье по наследству в случае продолжения государственной службы. 3.духовенство высшее сословие в российском обществе. крупный земельный собственник - на тот период им принадлежало от 14 до 21% всей земли страны. 4.крестьянство:частновладельческие. проживали на территории вотчин или поместий. обязаны были нести тягло (повинности) в пользу государства и своего хозяина. дворцовые. обслуживали хозяйственные потребности царского дворца. эта категория имела и подчинялась дворцовым приказчикам. черносошные. не имели права покидать свои земли, несли тягло в пользу государства. в сравнении с положением частновладельческих крестьян их положение было легче. посадские люди это торгово-ремесленное население. они несли тягло - повинность в пользу государства, выбирали старост и сотских (черные слободы) . белые слободы принадлежали боярам, монастырям, епископам. 5.купечество. занимало второе положение в городе. к привилегированному купечеству относились: «гости» , «гостиная сотня» , «суконная сотня» . 6.приказные люди. служащие государственных учреждений, центральных и местных. самое высокое положение занимали дьяки, им подчинялись писцы, подьячие, служители приказов. служили в государственных учреждениях дьяки и старшие подьячие. по статусу приравнивались к дворянам. они являлись владельцами земель и крепостных и получали денежное жалованье. 7.приборные люди служилые люди по прибору или по набору. это пушкари, стрельцы, ямщики, казаки, казенные мастера. среди них встречались и служилые иностранцы, которые проживали в отдельных слободах. служилые люди несли военную сторожевую службу. получали государственное содержание, им выделяли земельные участки. 8.казачество новое для страны сословие. военное сословие. в нем числилось население ряда окраинных местностей россии (дон, яик, приуралье, терек, левобережная украина) . во главе казацких общин стояли атаманы и старшины. все важные вопросы обсуждались на «круге» . казаки того времени были людьми поддерживающими национал-социалистическую политику.
Причины и повод выступлениеТяжелое положение местных жителей (высокие налоги, низкие заработки, взятки и поборы местной администрации)
Обнародование указа, запрещающего ношение бород и традиционного костюмаПричинами выступления стали не только новые тяжелые налоги, но и покушение властей на свободы и привилегии казачества. Немалую роль сыграл и царский указ о запрете носить бороду и традиционную русскую одеждуВосстание 1681—83. Поводом послужили слухи о насильственной христианизации нерусского населения Поволжья и Приуралья. Было вызвано введением в 1704 новых налогов и требованием поставок башкирами лошадей для русской армии, а также сопровождавшими эти мероприятия злоупотреблениями.
Состав участниковСолдаты и стрельцы, преимущественно старообрядцы. Казаки Донского и Запорожского войскаУчастие стрельцов, посадских людей, казаков, народов Поволжья и Урала, старообрядцев, крестьян
Основные события Восстание началось в ночь на 30 июля (10 августа) 1705. 13(24) марта 1706 Шереметеву удалось сломить упорное сопротивление повстанцев в АстраханиОтряды Некрасова и Павлова захватили Дмитриевск (ныне г. Камышин) , 26 мая осадили Саратов, но, не сумев овладеть им, двинулись к Царицыну и обложили городВ 1663 воевода Зеленин подавил восстание в нескольких р-нах Башкирии.
Причины пораженияОсновными причинами поражения восстания являлись разобщенность действий восставших, недостаточная организованность и стихийный характер движения. В войске повстанцев назрел заговор. Войска повстанцев были разбиты и др. Башкиры понесли большие человеческие жертвы, потеряли значительную часть своих земель. Однако восстания были не напрасными: башкиры отстояли свою свободу, вотчинное право на землю, не допустили христианизации.