Источник 1 с. м. соловьев. россии с древнейших времен условия, на которых татары принимают к себе в подданство какой-нибудь народ, суть следующие: жители подчиненной страны обязаны ходить с ними на войну по первому востребованию, потом давать десятину от всего, от людей и вещей, берут они десятого отрока и девицу, которых отводят в свои кочевья и держат в рабстве, остальных жителей перечисляют для сбора подати. требуют также, чтобы князья подчиненных стран являлись без замедления в орду и привозили богатые подарки хану, его женам, тысячникам, ; некоторые из этих князей лишаются жизни в орде; некоторые возвращаются, но оставляют в заложниках сыновей или братьев и принимают в свои земли баскаков, которым как сами князья, так и все жители обязаны повиноваться, в противном случае по донесению баскаков является которая истребляет ослушников, опустошает их город или страну; не только сам хан или наместник его, но если случится ему приехать в подчиненную страну, ведет себя в ней как господин, требует, чего только захочет, и получает. в самом семействе хана были христиане; на собственном иждивении содержал он христианских духовных греческого исповедания, которые открыто отправляли свое богослужение в церкви, помещавшейся перед большою его палаткою. источник 2 в. о. ключевский. курс ордынские ханы не навязывали руси каких-либо своих порядков, довольствуясь данью. но княжества тогдашней северной руси были не самостоятельные владения, а даннические «улусы» татар, их князья звались холопами «вольного хана» источник 3 л. н. гумилев. от руси к россии. очерки этнической великий западный поход батыя правильнее было бы назвать великим кавалерийским рейдом, а поход на русь у нас есть все основания называть набегом. ни о каком монгольском завоевании руси не было и речи. гарнизонов монголы не оставили, своей постоянной власти и не думали устанавливать. с окончанием похода батый ушел на волгу, где основал свою ставку — город сарай. фактически хан ограничился разрушением тех городов, которые, находясь на пути войска, отказались замириться с монголами и начали вооруженное сопротивление. источник 4 н. а. макаров. русь. век тринадцатый при всем множестве связующих нитей между культурными явлениями «киевского» и «удельного» периодов для археолога очевидны глубокие качественные различия между культурой второй половины xii и первой половины xiv в. абстрагируясь от деталей, отмечу лишь наиболее значимые изменения. во-первых, исчезла из обихода значительная часть повседневных вещей, составлявших материальный мир древней руси и являвшихся в глазах ее обитателей яркими индикаторами ее культурного своеобразия и достатка. во-вторых, это пресечение или угасание ряда ремесел и производств, в том числе тех, продукция которых предназначалась для элиты общества. в-третьих, отказ от целого ряда культурных символов и традиций, важных для общественных отношений и религиозного сознания предшествующей эпохи, таких, как, например, парадный женский убор, знакомый нам по xi — первой половины xiii в., или курганный обряд погребения. источник 5 в. а. кучкин. русь под владычеством золотой орды после нашествия батыя перестали существовать южное переяславское и киевское княжества, пришло в упадок черниговское. сократилась территория расселения народа, так как плодородные степные и лесостепные земли заняли кочевники. западные и южные княжества постепенно подпали под власть литвы и польши. основным регионом обитания населения стали лесистое волго-окское междуречье и примыкающие к нему области, более безопасные в военном отношении, но менее пригодные для хозяйственной деятельности. под воздействием военных нападений монголо-татар жители плодородного владимиро-суздальского ополья стали уходить на западные, северные и восточные окраины некогда единого владимирского княжества. отток населения из центра вел к образованию новых периферийных княжеств, усиливавших феодальную разобщенность земель. к 70-м гг. xiii в. на северо-востоке помимо домонгольских княжеств: великого владимирского, переяславского, юрьевского, ростовского, ярославского, углического, суздальского и стародубского — возникли княжества московское, тверское, галицко-дмитровское, белозерское, костромское, городецкое. 1. вопрос. сравните точки зрения на взаимоотношения руси и монголов в источниках 1,2,3.используя источники и свои знания,сделайте вывод о взаимоотношениях руси и монголов 2. вопрос. сравните точки зрения на оценку походов на русь монголов в источнике 3 и 5 3.вопрос. сделайте вывод о последствиях нашествия монголов на основании источников 4 и 5.
Заманына қарай адамда өзгереді.Сондықтан қазіргі қазақ халқының мінезі мен бұрынғы қазақ халқының мінезінде көп айырмашылықтар бар.Бұрынғы кезде адамдар бір-бірлерін сыйлай білген.Ал қазіргі кезде тіпті керісінеше.Кішілер үлкендерді сыйлаудан қалған.Тіпті керісіп,төбелесуге дейін барғой.Күнде жаңалықтардан неше түрлілерін көріп жатасың.Кейде шошыйсыңда.Мен Нұрғалиев Қуанышбектің мына сөздеріне қосыламын "Қазіргі қазақтар мен Бұрыңғы қазақтарға келер болсақ-қазіргі қазақтар бәрі емес көбісі қонақжайлылықты ұмытқан,сәлемдесуді,көршімен байланысып тұруды(Қаладағылар бір-бірін танымайды кейбір көршілір).Ал ауылда басқаша бәрі бір-бірін таниды.
Центра́льная А́зия — обширный, не имеющий выхода к океану регион Азии. По мнению Британники, в которой нет различения понятий «Средняя Азия» и «Центральная Азия» и оба понятия трактуются как «Central Asia», регион включает в себя Казахстан, Киргизию, Узбекистан, Туркмению и Таджикистан. По определению ЮНЕСКО, регион включает Монголию, северо-западный Китай (Синьцзян, Тибет, Внутреннюю Монголию, Цинхай, запад Сычуани и север Ганьсу), районы азиатской России южнее таёжной зоны, Афганистан, северо-западную часть Индии, северную часть Пакистана, северную часть Ирана.