История Урала Почему за основу разделения древнейшей истории человечества взяты
материалы, из которых люди изготавливали орудия труда. Какое значение для
развития древнего общества имела смена этих материалов.
2. Какие из современных видов орудий труда и инструментов изобретены в
каменном веке?
3. Какое из открытий людей нового каменного века вам кажется самым
важным? Обоснуйте свое мнение.
4. Подумайте, почему тотемом для многих народов Урала и Сибири стал лось?
Можете ли вы привести примеры, когда тотемами становились другие животные и
птицы?
5. Почему древние люди относились к ремеслу металлургов и кузнецов как
колдовству? Знаете ли вы сказки, в которых кузнецы общаются с потусторонними
силами?
6. Какие изобретения синташтинцев позволяют говорить о высоком уровне
развития их культуры?
7. Сравните образ жизни иткульцев и синташтинцев. Что общего у этих
народов. Что отличало их друг от друга?
8. Почему металлурги и кузнецы ломоватовской культуры жили отдельно от
своих соплеменников?
9. В каких произведениях искусства (литературы, живописи, скульптуры)
отражен поход Ермака в Сибирь?
10. Почему русское правительство разрешало проезд в Сибирь и обратно только
по Бабиновской дороге, даже когда стали известны иные пути через перевалы?
11. Опишите различные виды народных движений на Урале в XVII в. Что
сближало эти движения и какие черты отличали их друг от друга?
12. Почему в эпоху правления Петра I возникла необходимость создания нового
крупного металлургического района? Почему для этой цели был выбран Урал?
13. Что общего и различного в положении приписных крестьян, мастеровых и
работных людей?
14.Почему в первой половине XIX в. на Урале выступления работников частных
заводов происходили часто, а рабочие казенных предприятий сохраняли спокойствие?
15.Что общего в процессах отмены крепостного права в уральских селах и на
горных заводах и что их различало?
16. Почему обнародование манифеста 17 октября 1905 г. вызвало на Урале столь
бурную и неоднозначную реакцию?
17. Почему Первая мировая война оживила промышленную деятельность на
Урале, но разрушающе подействовала на сельское хозяйство края?
18. Почему уральские большевики отказались снимать лозунг «Вся власть
советам» с повестки дня в июле 1917 г.?
19. Почему ижевские и воткинские рабочие выступили против власти
большевиков?
20.Каковы, на ваш взгляд, причины победы Красной армии и поражения
антибольшевистских движений?
21. Почему восстановление уральского сельского хозяйства происходило
быстрее, чем промышленности?
22. Какие социальные слои и группы нашего края выступали в поддержку, а
какие против НЭПа?
23. Какие главные задачи была призвана решить социалистическая
индустриализация на Урале?
24. В чем, на ваш взгляд, заключались причины «Большого террора»?
25.Почему поэт А. Твардовский назвал Урал «опорным краем державы»?
26.Какие особенности экономического развития Урала можно выделить в
послевоенный период?
27. Как изменились условия жизни уральцев в период с 1945-го до начала 1960-х
гг.?
28. Какие негативные явления вызвали замедления экономического развития
Урала и Советского Союза в целом?
29. Как вы понимаете термин «застойный период» и правомерно ли его
употребление к периоду1960-х — начала 1980-х гг.?
30. Сравните советскую государственную систему и государственную систему
современной России. Что в них общего и какие существуют различия?
31. Какие политические явления, появившиеся в нашей жизни с 1991-1992 гг., вы
могли бы назвать достижениями, а какие недостатками процесса реформирования
России?
32.Какие черты современной культурной жизни вам хотелось бы сохранить в
будущем, а от каких, по вашему мнению, необходимо отказаться?
ответ:
необычайный взлет отечественной культуры в первой половине xix в. позволил назвать это время се «золотым иском». если в и социально-политическом развитии россия отставала от передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и часто опережала. развитие культуры в первой половине xix в. опиралось на преобразования предшествующего времени. проникновение элементов капиталистических отношений в усилило потребность в грамотных и образованных людях. города стали основными культурными центрами. новые социальные слои втягивались в общественные процессы. культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер. существенное влияние на , театр, музыку, изобразительное искусство оказала отечественная война 1812 г. однако консервативные тенденции в политике императоров александра i и николая i сдерживали развитие культуры. правительство активно боролось с проявлениями передовой общественной мысли в , публицистике, театре и живописи. оно препятствовало широкому народному образованию. крепостничество не давало возможности пользоваться высокими культурными достижениями всему населению. культурные запросы и потребности верхушки общества были иными, чем у народа, у которого складывались собственные культурные традиции.
просвещение и образование
уровень образованности общества является одним из показателей культурного состояния страны. в россии в конце xviii — начале xix в. он был крайне невысок. население, и главным образом крестьянство, было неграмотным или малограмотным. поэтому усилия правительства александра i были направлены на создание системы государственного образования. она состояла из: одногодичных приходских школ; трехклассных уездных училищ; семиклассных гимназий. в эпоху александра i образование было бессословным. при николае i оно приняло замкнутый сословный характер: приходские школы для крестьян; уездные училища для детей купцов, ремесленников и других городских обывателей; гимназии для детей дворян и чиновников. для дворянства, кроме того, открывались и специальные средние учебные заведения — кадетские корпуса и др. лишь гимназическое образование или окончание специальных дворянских учебных заведений давало право поступления в университеты.
наука в отличие от xviii в., для которого был характерен энциклопедизм ученых, в первой половине xix в. началась дифференциация наук, выделение самостоятельных научных дисциплин (естественных и гуманитарных). наряду с углублением теоретических познаний все большее значение приобретали научные открытия, имевшие прикладное значение и внедрявшиеся, хотя и медленно, в практическую жизнь. для естественных наук были характерны попытки более глубокого проникновения в понимание основных законов природы. исследования философов ( и агробиолога м. г. павлова, медика и. е. дядьковского) внесли значительный вклад в этом направлении. профессор московского университета биолог к. ф. рулье еще до ч. дарвина создал эволюционную теорию развития животного мира. н. и. лобачевский в 1826 г., опередив современных ему ученых, создал теорию «неевклидовой ». церковь объявила ее еретической, а коллеги признали правильной лишь в 60-е годы xix в. в 1839 г. завершилось строительство здания пулковской астрономической обсерватории. она была оснащена современной для того времени аппаратурой. обсерваторию возглавил астроном в. я. струве, обнаруживший концентрацию звезд в главной плоскости млечного пути.
именно расцвет позволил определить первую половину xix в. как «золотой век» культуры. писатели, отражавшие российскую действительность, занимали разные общественно-политические позиции. существовали различные художественные стили (методы), сторонники которых придерживались противоположных убеждений. в первой половины xix в. закладывались те основополагающие принципы, которые определили ее дальнейшее развитие: народность, высокие гуманистические идеалы, гражданственность и чувство национального самосознания, патриотизм, поиски социальной справедливости. становилась важным средством формирования общественного сознания.
ГЛАДИАТОР В Древнем Риме: вооружённый боец из специально обученных рабов, пленных или осуждённых преступников, сражающийся на арене цирка с другим бойцом или диким зверем.