IV. Вставьте вместо пропусков: Образ жизни андроновцев – 1 , хозяйство – 2 . Типы скотоводства: пастушеское, полукочевое, кочевое (в поздний период). Появление кочевого и переход к нему привел к увеличению стада. Основные животные: 3 , 4 , 5 . Разводили двугорбых верблюдов (бактрианов). Ремесла: 6 , 7 , 8 . На смену родам появились 9 . Зарождались семейная, частная собственность и имущественное неравенство. Особая роль отводилась 10 . Прототипы древних городов 11 и 12 . Священное место в доме – 13 . Андроновцы – 14 тип, по происхождению – 15
Понятие появилось после выступления Леонида Брежнева на пятом съезде Объединённой польской рабочей партии в 1968 году:
Хорошо известно, что Советский Союз немало сделал для реального укрепления суверенитета, самостоятельности социалистических стран. КПСС всегда выступала за то, чтобы каждая социалистическая страна определяла конкретные формы своего развития по пути социализма с учётом специфики своих национальных условий. Но известно, товарищи, что существуют и общие закономерности социалистического строительства, отступление от которых могло бы повести к отступлению от социализма как такового. И когда внутренние и внешние силы, враждебные социализму, пытаются повернуть развитие какой-либо социалистической страны в направлении реставрации капиталистических порядков, когда возникает угроза делу социализма в этой стране, угроза безопасности социалистического содружества в целом — это уже становится не только проблемой народа данной страны, но и общей проблемой, заботой всех социалистических стран.
— Брежнев Л. И. Ленинским курсом, т. II. М. , 1970, с. 329
Именно этот подход стал идеологическим обоснованием военного вмешательства войск стран Варшавского договора во главе с СССР в Чехословакию в августе 1968 года.
Доктрина оставалась в силе до тех пор, пока в 1980-е годы при Михаиле Горбачёве её не сменил иной подход, который в шутку назвали «доктриной Синатры» (имея в виду песню Фрэнка Синатры «My Way» — «Мой путь»).
Распространено мнение о том, что основным источником общественного прогресса является противоречия, которые есть в обществе. Так, деятельность человека, движение вперед разрешает противоречие.
Кто-то относит к источникам общественного прогресса исключительно деятельность человека, поскольку та имеет преобразовательный характер.
Общество развивается из-за производственных сил, и потому возникает еще один источник - материальное производство.
Выделяют также социальные силы, общественные классы.
Разница в форме общества. В традиционном - труд был источником общественного прогресса, в индустриальном - материальное производство, классовость, сословность, а в постиндустриальном - личность, деятельность человека.