Ермолай-Еразм (Ермолай Прегрешный, Иеразм) - писатель, богослов. В 40-е гг. XVI в. служил священником в Пскове. В начале 50-х гг. переехал в Москву, где служил в соборе на бору. Позднее состоял в свите митрополита Макария. По его поручению написал "Жития" муромско-рязанских святых, в которых отчетливо проявился светский характер. За это, а также за самостоятельность своих суждений подвергался опалам. В начале 60-х гг. постригся в монахи под именем Еразма и начал изучать теорию церкви. Выступал с предложениями государственных реформ (в сфере совершенствования податной системы, военной службы, экономики и др.), особенно настаивая на свободе беспошлинной торговли. Призывал царя учитывать интересы различных слоев населения страны (в частности, в трактате "Благохотящим царем правительница" и Др.). Автор многих церковно-ортодоксальных трудов ("Книга о Троице", "Зрячая пасхалия" и др.).Конь Федор Саввич - русский зодчий второй половины XVI в. Строитель стен и башен Белого города в Москве (1585-1593) и мощных крепостных стен Смоленска (1595-1602). При Борисе Годунове руководил работами по реконструкции колокольни Ивана Великого в Московском Кремле. Руководил созданным в 80-е гг. Приказом каменных дел. Карпов Федор Иванович (вторая пол. XV - ок. 1540) - дипломат, писатель. Родом из тверских бояр. Был одним из наиболее образованных людей своего времени, знал латинский, греческий, татарский языки. Интересовался античным искусством и литературой, работами по философии, астрономии, богословию. Наиболее образованные современники (М. Грек, А. М. Курбский и другие) почитали его как порядочного и умного "ученого мужа". Отстаивал идеалы светского государства, основанного на "правде" и "справедливости"^, а также высокой нравственности правителей. Одним из первых выдвинул тезис об оценке человека не по родовитости, а по деловым качествам. Курбский Андрей Михайлович (1528-1583) - князь, боярин, писатель, публицист. После бегства в Литву выступил с целой серией литературно-публицистических сочинений. Главным трудом явилась "История о великом князе московском", в котором на конкретных примерах он убеждает польских читателей не давать согласие на возможное участие Ивана IV в выборах нового польского короля из-за его личных качеств: жестокости, беспринципности, коварства и т. п. Кроме того, написал три открытых послания Ивану IV, который на них ответил. В посланиях даны не только критика правления Ивана Грозного, во и представления самого Курбского об идеальном государственном устройстве. Мстиславец Петр Тимофеевич-русский "книжного дела мастер", типограф XVI в. Один из ближайших соратников первопечатника И. Федорова. Совместно с ним в 1564 г. выпустил в Москве первую русскую датированную печатную книгу "Апостол". С начала 70-х гг. работал в Литве. О мотивах переезда в Литву имеется несколько разных точек зрения: одни считают, что он от репрессий Ивана Грозного, другие полагают, что он выполнял за границей поручение самого царя о православном просвещении населения Литвы и Польши с издания книг на церковнославянском языке. Пересветов Иван Семенович - русский писатель-публицист XVI в., идеолог дворянства. В своих челобитных, направленных Ивану Грозному, он выдвигает достаточно целостную и четкую концепцию дворянского государства во главе с самодержавным царем. В этих работах почти полностью отсутствуют вопросы религии и церкви, что совершенно необычно для того времени. Постник - мастер, построивший вместе с Бармой Покровский собор на Красной площади Москвы. По дошедшей до нашего времени легенде, был, как и Барма, ослеплен Иваном Грозным после того, как в беседе с ним допустил возможность создания храма, еще более красивого, чем уже ими построенный. Постник Яковлев - псковский зодчий XVI в., создатель части стен и ряда башен казанского кремля (1556-1562) и Благовещенского собора (1562) в Казани. Федоров Иван (ок. 1510-1583) - русский первопечатник, основатель книгопечатания в России и на Украине. С 1563 г. - руководитель первой московской государственной типографии. 1 марта 1564 г. выпустил в свет первую русскую датированную печатную книгу "Апостол". В этой же типографии в 1565 г. издал вместе со своим и соратником П. Мстиславцем "Часослов". В том же году вместе с Мстиславцем выехал на Украину, где они продолжали свою деятельность вначале в Заблудове, а потом во Львове и Остроге. Подробнее - на -
XI веке огромные территории Азии, включая территории нынешних Турции и Туркмении, оказались под властью государства сельджуков. При султане Мелеке (1072—1092) могущество царства турок-сельджуков достигло своего апогея; при наследниках Мелике оно распалось на множество небольших государств, так наз. бейликов.
В XIII веке одно из туркменских племён — кайы — под предводительством Эртогрул-бея, выгнанное с кочевий в туркменских степях, двинулось на Запад и остановилось в Малой Азии, где они оказали содействие султану крупнейшего из турецких государств — Румского (Конийского) султаната — Алаэддину Кей-Кубаду в его борьбе с Византией. За это Алаэддин отдал Эртогрулу в ленное владение пространство земли в области Вифиния между Ангорой и Бурсой (но без этих городов). Осман I, сын и наследник Эртогрула (1288—1326), в борьбе с ослабленной Византией присоединял к своим владениям область за областью, но, несмотря на растущее могущество, признавал свою зависимость от Коньи. В 1299 году, после смерти Алаэддина, он принял титул «султан» и отказался от подчинения румским султанам. По имени Османа его подданные стали называться османскими турками, или османами.
Карпов Федор Иванович (вторая пол. XV - ок. 1540) - дипломат, писатель. Родом из тверских бояр. Был одним из наиболее образованных людей своего времени, знал латинский, греческий, татарский языки. Интересовался античным искусством и литературой, работами по философии, астрономии, богословию. Наиболее образованные современники (М. Грек, А. М. Курбский и другие) почитали его как порядочного и умного "ученого мужа". Отстаивал идеалы светского государства, основанного на "правде" и "справедливости"^, а также высокой нравственности правителей. Одним из первых выдвинул тезис об оценке человека не по родовитости, а по деловым качествам.
Курбский Андрей Михайлович (1528-1583) - князь, боярин, писатель, публицист. После бегства в Литву выступил с целой серией литературно-публицистических сочинений. Главным трудом явилась "История о великом князе московском", в котором на конкретных примерах он убеждает польских читателей не давать согласие на возможное участие Ивана IV в выборах нового польского короля из-за его личных качеств: жестокости, беспринципности, коварства и т. п. Кроме того, написал три открытых послания Ивану IV, который на них ответил. В посланиях даны не только критика правления Ивана Грозного, во и представления самого Курбского об идеальном государственном устройстве.
Мстиславец Петр Тимофеевич-русский "книжного дела мастер", типограф XVI в. Один из ближайших соратников первопечатника И. Федорова. Совместно с ним в 1564 г. выпустил в Москве первую русскую датированную печатную книгу "Апостол". С начала 70-х гг. работал в Литве. О мотивах переезда в Литву имеется несколько разных точек зрения: одни считают, что он от репрессий Ивана Грозного, другие полагают, что он выполнял за границей поручение самого царя о православном просвещении населения Литвы и Польши с издания книг на церковнославянском языке.
Пересветов Иван Семенович - русский писатель-публицист XVI в., идеолог дворянства. В своих челобитных, направленных Ивану Грозному, он выдвигает достаточно целостную и четкую концепцию дворянского государства во главе с самодержавным царем. В этих работах почти полностью отсутствуют вопросы религии и церкви, что совершенно необычно для того времени.
Постник - мастер, построивший вместе с Бармой Покровский собор на Красной площади Москвы. По дошедшей до нашего времени легенде, был, как и Барма, ослеплен Иваном Грозным после того, как в беседе с ним допустил возможность создания храма, еще более красивого, чем уже ими построенный.
Постник Яковлев - псковский зодчий XVI в., создатель части стен и ряда башен казанского кремля (1556-1562) и Благовещенского собора (1562) в Казани.
Федоров Иван (ок. 1510-1583) - русский первопечатник, основатель книгопечатания в России и на Украине. С 1563 г. - руководитель первой московской государственной типографии. 1 марта 1564 г. выпустил в свет первую русскую датированную печатную книгу "Апостол". В этой же типографии в 1565 г. издал вместе со своим и соратником П. Мстиславцем "Часослов". В том же году вместе с Мстиславцем выехал на Украину, где они продолжали свою деятельность вначале в Заблудове, а потом во Львове и Остроге.
Подробнее - на -
XI веке огромные территории Азии, включая территории нынешних Турции и Туркмении, оказались под властью государства сельджуков. При султане Мелеке (1072—1092) могущество царства турок-сельджуков достигло своего апогея; при наследниках Мелике оно распалось на множество небольших государств, так наз. бейликов.
В XIII веке одно из туркменских племён — кайы — под предводительством Эртогрул-бея, выгнанное с кочевий в туркменских степях, двинулось на Запад и остановилось в Малой Азии, где они оказали содействие султану крупнейшего из турецких государств — Румского (Конийского) султаната — Алаэддину Кей-Кубаду в его борьбе с Византией. За это Алаэддин отдал Эртогрулу в ленное владение пространство земли в области Вифиния между Ангорой и Бурсой (но без этих городов). Осман I, сын и наследник Эртогрула (1288—1326), в борьбе с ослабленной Византией присоединял к своим владениям область за областью, но, несмотря на растущее могущество, признавал свою зависимость от Коньи. В 1299 году, после смерти Алаэддина, он принял титул «султан» и отказался от подчинения румским султанам. По имени Османа его подданные стали называться османскими турками, или османами.