В
Все
М
Математика
О
ОБЖ
У
Українська мова
Д
Другие предметы
Х
Химия
М
Музыка
Н
Немецкий язык
Б
Беларуская мова
Э
Экономика
Ф
Физика
Б
Биология
О
Окружающий мир
Р
Русский язык
У
Українська література
Ф
Французский язык
П
Психология
А
Алгебра
О
Обществознание
М
МХК
В
Видео-ответы
Г
География
П
Право
Г
Геометрия
А
Английский язык
И
Информатика
Қ
Қазақ тiлi
Л
Литература
И
История
Anna19072003
Anna19072003
28.03.2021 16:39 •  История

Как было устроено русско-литовское государство?​

Показать ответ
Ответ:
LB1621
LB1621
18.05.2021 16:07

Великое княжество Литовское до второй половины XV в. представляло собой феодально-раздробленное государство. Раздробленность поддерживалась отсутствием прочных экономических связей между областями и центром. Со второй половины XV в. развитие товарно-денежных отношений усилению политических и экономических связей центра с областями.

Дворцовое управление выделилось из общегосударственного и имело своих должностных лиц: подскарбия и маршалка дворного, участвовавших одновременно в общеземском управлении, чашника, подчашия, стольника, кухмистра, подстолия, ловчего, ложничнего, конюшего и т.д.

С усилением централизации исчезли областные княжения. В областях ставились наместники великого князя, которые с начала XVI в. стали называться воеводами, а на Жемайтии, в Луцке и Городнє — старостами. Провинциальная администрация располагала судебной властью, ведала военными силами области, руководила сбором податей, принимала меры обороны.

Великий князь управлял государством совместно со своими вассалами, составлявшими при господаре особый совет — Раду, члены которой назывались "панами радными". В состав Рады с середины XV в. входили католические епископы, воеводы и старосты, каштеляны Виленский и трокский, высшие земские и дворные (придворные)

должностные лица. Рада действовала под руководством великого князя, но в случае его отсутствия самостоятельно решала вопросы. Привилеи Александра Казимировича (1492 г.) и Сигизмунда Казимировича (1506 г.) закрепили за Радой ее политические права. Рада стала учреждением, ограничивающим власть великого князя. Феодалы-некатолики были лишены права участвовать в заседаниях Рады.

Обычно великие князья совещались с небольшим кругом лиц, представлявших собой "переднюю" Раду. В полном составе Рада собиралась только во время сеймов, на которые приглашались крупные землевладельцы-феодалы, в том числе и не являвшиеся членами Рады. До начала XVI в. шляхта имела право присутствовать на сеймах, но не принимала участия в их работе. Сеймы решали вопросы о войне и мире, об унии и избрании нового великого князя, о назначении сбора серебщины. Сейм выступал как орган, отражавший интересы крупноземельной феодальной аристократии.

Высшим органом власти в Великом княжестве Литовском в XVI в. становится "Великий вальный сейм". Первоначально в него входили великий князь, члены Господарской Рады и влиятельные представители боярства, но со временем роль рядовой шляхты в нем возрастала. Расширялась и компетенция Сейма. Помимо решения вопросов войны и мира, налоговой политики Сейм стал заниматься законодательной деятельностью. В 1529 г. им был утвержден Первый статут Великого княжества Литовского.

В ходе административных реформ 1565—1566 гг. деятельность Сейма была реорганизована, регламентирована и закреплена Вторым статутом Великого княжества Литовского. Сейм стал высшим органом власти. В дальнейшем было отмечено, что издание законов является исключительной прерогативой Сейма при согласии всех сословий. Одновременно сеймы из съездов шляхты неопределенного состава превращаются в организованное государственное учреждение. Великий князь предписал производить выборы послов (представителей) от шляхты на сейм по два человека от каждого повета и предоставить им полномочия для решения вопросов, подлежащих обсуждению Сеймом. С тех пор избрание шляхетских послов уже не только с совещательным, но и с решающим голосом окончательно устанавливается в сеймовой практике. Сейм формировали три сословия: правитель, сенат и представители поветовой шляхты. По отношению к Сейму великий князь становился только первым должностным лицом государства; фактически Великое княжество Литовское превращается в шляхетскую республику. Статут признавал за шляхтой право выбирать себе господаря — великого князя Литовского. В свою очередь господарь обещал нерушимо сохранять все вольности шляхетские.

Сейм решал основные военные, финансовые, юридические, внешнеполитические вопросы, распоряжался казной, устанавливал налоги, таможенные пошлины и даже цены на отдельные товары. Сейм избирал великого князя и тем самым контролировал его деятельность. Сейм имел право предъявлять претензии правителю, а последний должен был отвечать на запросы Сейма. Сейм осуществлял и судебные функции.

В 1565 г. формально были учреждены поветовые сеймики, которые должны были ведать всеми делами повета, военными и судебными вопросами. Было установлено обязательное участие шляхты в поветовых сеймиках. Если шляхтич не принимал участия в работе сеймика без достаточных к тому оснований, он наказывался штрафом и лишался права возражать принятым на сеймике решениям. Сеймики имели различный характер: предсеймовые, посеймовые, выборные и каптурные сеймики.

Предсеймовые сеймики созывались за четыре недели до Великого вального Сейма. Они обсуждали послание великого князя и речь его посланника, избирали послов на Сейм и давали им наказы изложить на Сейме позицию поветовой шляхты.

0,0(0 оценок)
Популярные вопросы: История
Полный доступ
Позволит учиться лучше и быстрее. Неограниченный доступ к базе и ответам от экспертов и ai-bota Оформи подписку
logo
Начни делиться знаниями
Вход Регистрация
Что ты хочешь узнать?
Спроси ai-бота