На ранее заселенные территории стали приходить другие племена, вытесняя исконно здесь проживавшие племена. Кочевое скотоводство позволило получать более высокие излишки производства продуктов – мяса, молока, шерсти, кожи. Это отразилось не только на увеличении производства скотоводческого хозяйства, но и на росте производительности труда кочевников.
Кочевое скотоводство было ответом древних жителей Казахстана на вызов природы. Так как заниматься земледелием стало сложнее, древние жители стали больше держать лошадей, овец и верблюдов. Лошадь давала преимущество в ведении хозяйства. Пастух на лошади мог отогнать скот далеко от поселения. Особенно это было важно, когда стали увеличиваться стада. Скот быстро поедал, вытаптывал траву. Тогда скотоводы перегоняли его на новые пастбища. При переходе на новое место имущество везли на повозках, запрягая быков, сами же садились на коней. Жили кочевники в шатрах – палатках. Так постепенно, начиная с раннего железного века, скотоводы переходили к кочевому образу жизни. Однако в районах Жетысу и Южного Казахстана, где климат был благоприятен для занятия земледелием, наряду с полукочевым скотоводством получило развитие и земледелие, в т. ч. поливное.
Ученые выделяют разные стадии развития кочевничества. Возможно, вначале древние жители пасли скот вблизи поселений. С течением времени в поисках лучших пастбищ они стали перегонять скот от одного пастбищного участка к другому. Так возникло пастушеское скотоводство. В некоторых горных местностях развивался отгонный тип хозяйства, когда скот пасли специально назначенные пастухи.
Кочевники постоянно совершенствовали конское снаряжение. Они изобрели стремена, удила, седло. Громоздкие предметы из керамики, стекла, металла заменялись предметами, изготовленными из более мягких и легких материалов – кожи, кошмы, дерева.
На ранее заселенные территории стали приходить другие племена, вытесняя исконно здесь проживавшие племена. Кочевое скотоводство позволило получать более высокие излишки производства продуктов – мяса, молока, шерсти, кожи. Это отразилось не только на увеличении производства скотоводческого хозяйства, но и на росте производительности труда кочевников.
Кочевое скотоводство было ответом древних жителей Казахстана на вызов природы. Так как заниматься земледелием стало сложнее, древние жители стали больше держать лошадей, овец и верблюдов. Лошадь давала преимущество в ведении хозяйства. Пастух на лошади мог отогнать скот далеко от поселения. Особенно это было важно, когда стали увеличиваться стада. Скот быстро поедал, вытаптывал траву. Тогда скотоводы перегоняли его на новые пастбища. При переходе на новое место имущество везли на повозках, запрягая быков, сами же садились на коней. Жили кочевники в шатрах – палатках. Так постепенно, начиная с раннего железного века, скотоводы переходили к кочевому образу жизни. Однако в районах Жетысу и Южного Казахстана, где климат был благоприятен для занятия земледелием, наряду с полукочевым скотоводством получило развитие и земледелие, в т. ч. поливное.
Ученые выделяют разные стадии развития кочевничества. Возможно, вначале древние жители пасли скот вблизи поселений. С течением времени в поисках лучших пастбищ они стали перегонять скот от одного пастбищного участка к другому. Так возникло пастушеское скотоводство. В некоторых горных местностях развивался отгонный тип хозяйства, когда скот пасли специально назначенные пастухи.
Кочевники постоянно совершенствовали конское снаряжение. Они изобрели стремена, удила, седло. Громоздкие предметы из керамики, стекла, металла заменялись предметами, изготовленными из более мягких и легких материалов – кожи, кошмы, дерева.
Ну как-то так.