Вопросу политики просвещенного абсолютизма Екатерины II уделено немалое внимание в советской, начиная со второй половины XX в., и современной отечественной историографии. Однако обобщающей историографической работы по теме на сегодняшний день нет. В силу господствовавших в советский период идеологических установок в науке преобладал определенный взгляд на исторические события и явления, в частности на политику просвещенного абсолютизма Екатерины II. Постсоветская наука во многом пересматривает взгляды своих предшественников. Сравнение точек зрения на просвещенный абсолютизм Екатерины, советских и современных исследователей позволит выявить общие закономерности изучения вопроса в указанные периоды, выявить характерные черты советской и постсоветской исторической науки.
Вопрос заимствования политических и иных иностранных идей в России актуален и сегодня в условиях происходящих политических и общественных перемен. Объективная оценка практики реализации на российской почве реформ по западному образцу позволит сформировать правильное представление о целях, путях и возможных результатах преобразований.
Отечественная советская и современная историческая наука не выработала однозначной оценки просвещенного абсолютизма Екатерины Великой. Целью данной статьи является определение основных позиций, оценок отечественных исследователей характера восприятия и реализации на практике теории просвещенного абсолютизма императрицей Екатериной II, а также выявление схожих и различных черт во взглядах на эту проблему в советской и современной историографии. Сравнение точек зрения советских и современных исследователей позволяет определить наиболее обоснованные выводы ученых по различным вопросам в рамках темы.
Большинство рассматриваемых вопросов в пределах изучения просвещенного абсолютизма Екатерины II являются дискуссионными. В исследова-
тельской литературе представлен широкий диапазон оценок политики императрицы и в связи с политикой просвещенного абсолютизма, рецепции ею идей французского Просвещения. Различным трактовкам подлежат вопросы о степени влияния французской просветительской мысли на императрицу, причинах и характере политики просвещенного абсолютизма, ее содержании и итогах. В рамках отношения императрицы к этой теории в основном рассматривается рецепция ею политических идей Ш. Л. Монтескье, Д. Дидро и Ж. Ж. Руссо.
Одной из наиболее значимых является проблема отношения императрицы к просветительной философии, истинности ее приверженности идее просвещенного монарха. Исследователи чаще всего готовы признать прогрессивный характер политики просвещенного абсолютизма в области уголовного права, просвещения, экономики, однако своеобразной «проверкой», принципом, по которому прослеживалась «истинность» политики просвещенного абсолютизма, является социальный вопрос. Политика Екатерины II, характерная усилением закрепощения крестьян, являлась основанием для отрицания ее просвещенного характера. Более всего это справедливо для советской историографии.
фридрих ii, возвеличивши свою монархию успешными войнами; подобно своему отцу, более всею хлопотал об усилении и улучшении армии. все материальные силы страны приносились в жертву этой необходимости, и ради этой же необходимости король-философ не осуществлял на практике того, что прямо вытекало из его же политической теории. фридрих ii был, действительно, слугою государства, потому что страшно много работал, во все вникая и вмешиваясь сам и не имея около себя настоящих министров, но та его идея, что власть должна прежде всего иметь в виду благо всех подданных, им не осуществлялась. в сущности, он оставил неприкосновенным сословный строй пруссии со всеми привилегиями дворянства, со всею приниженностью бюргерства, со всею крепостною неволею крестьян. королю нужны были офицеры для армии, и он считал способными занимать офицерские места одних дворян, но так как большого жалованья он им платить не мог, то и оставил за ними в полной неприкосновенности их власть над крестьянами. для армии нужны были хлеб и сукно, и вот, чтобы иметь по дешевой цене то и другое, фридрих ii всячески стеснял торговлю этими продуктами, и этим не давал развиваться городскому сословию. на счет дворян у фридриха ii были и известные предрассудки: за ними одними он признавал чувство чести, необходимое для занятия офицерских мест, и потому он находил нужным поддерживать в дворянстве сословный дух, запрещая, напр., браки между дворянами и недворянами. тем не менее он все-таки считал нужным защищать крестьян, как плательщиков налогов, от произвола помещиков. уже его предшественники освободили крепостных в королевских доменах, но фридрих ii не решался распространить освобождение и на помещичьих крестьян. когда однажды он задумал только улучшить быт крестьян в померании, тамошнее дворянство заявило, что при новом порядке помещикам трудно будет поставлять рекрут в армию, и король отменил задуманный меры. в общем, однако, дворянство при фридрихе ii было не столько привилегированным, сколько служилым сословием, чем оно отличалось, напр., от дворянства французского, не знавшего никакого долга перед государством.
194. реформы фридриха ii
улучшения и реформы были предприняты фридрихом ii лишь в областях народного хозяйства, судопроизводстве и общественном образовании. в первом отношении важны были меры по осушению болот, привлечению в страну колонистов, улучшению путей сообщения, развитию обрабатывающей промышленности в духе системы кольбера. в области судопроизводства фридрихом ii сделано было много. особая комиссия (под председательством канцлера кокцеи) должна была пересмотреть и соединить в одно целое все прежние законы, но переработка эта должна была по мысли фридриха ii совершиться в духе новых философских идей. результатами указанной работы был сначала «фридрихов кодекс», улучшавший судопроизводство, а потом «общее земское право», опубликованное только при преемнике фридриха ii. король стоял за полную независимость суда от администрации и хотел, чтобы судьи строго держались закона, не слушаясь никаких посторонних внушений. сам фридрих ii подал пример повиновения суду в споре с одним мельником, который не хотел снести своей мельницы около королевского загородного дворца сан-суси. впрочем, король действовал не всегда так. один раз ему показалось, что судьи неправильно решили одно дело в пользу чиновника тоже против одного мельника, и он своею властью отменил приговор, наказав при этом судей. во всяком случае, пруссия получила при фридрихе ii образцовый для своею времени суд. (пытку король отменил тотчас же по вступлении на престол). в области народного просвещения фридрих ii произвел некоторые улучшения в высшем и среднем образовании. одним из первых его дел в начале царствования было вернуть на кафедру философа вольфа, которого за вольнодумство изгнал из пруссии его отец. кроме того, фридрих ii реформировал королевскую академию наук в берлине. теоретически он признавал, что невежество деревенских жителей – великое государственное зло, и даже издал указ об обязательном посещении первоначальных школ крестьянскими детьми, но на устройство этих школ денег не давал, а где были школы, там учителями назначались инвалиды в виде награды за службу и взамен выдачи им пенсии.
Вопросу политики просвещенного абсолютизма Екатерины II уделено немалое внимание в советской, начиная со второй половины XX в., и современной отечественной историографии. Однако обобщающей историографической работы по теме на сегодняшний день нет. В силу господствовавших в советский период идеологических установок в науке преобладал определенный взгляд на исторические события и явления, в частности на политику просвещенного абсолютизма Екатерины II. Постсоветская наука во многом пересматривает взгляды своих предшественников. Сравнение точек зрения на просвещенный абсолютизм Екатерины, советских и современных исследователей позволит выявить общие закономерности изучения вопроса в указанные периоды, выявить характерные черты советской и постсоветской исторической науки.
Вопрос заимствования политических и иных иностранных идей в России актуален и сегодня в условиях происходящих политических и общественных перемен. Объективная оценка практики реализации на российской почве реформ по западному образцу позволит сформировать правильное представление о целях, путях и возможных результатах преобразований.
Отечественная советская и современная историческая наука не выработала однозначной оценки просвещенного абсолютизма Екатерины Великой. Целью данной статьи является определение основных позиций, оценок отечественных исследователей характера восприятия и реализации на практике теории просвещенного абсолютизма императрицей Екатериной II, а также выявление схожих и различных черт во взглядах на эту проблему в советской и современной историографии. Сравнение точек зрения советских и современных исследователей позволяет определить наиболее обоснованные выводы ученых по различным вопросам в рамках темы.
Большинство рассматриваемых вопросов в пределах изучения просвещенного абсолютизма Екатерины II являются дискуссионными. В исследова-
тельской литературе представлен широкий диапазон оценок политики императрицы и в связи с политикой просвещенного абсолютизма, рецепции ею идей французского Просвещения. Различным трактовкам подлежат вопросы о степени влияния французской просветительской мысли на императрицу, причинах и характере политики просвещенного абсолютизма, ее содержании и итогах. В рамках отношения императрицы к этой теории в основном рассматривается рецепция ею политических идей Ш. Л. Монтескье, Д. Дидро и Ж. Ж. Руссо.
Одной из наиболее значимых является проблема отношения императрицы к просветительной философии, истинности ее приверженности идее просвещенного монарха. Исследователи чаще всего готовы признать прогрессивный характер политики просвещенного абсолютизма в области уголовного права, просвещения, экономики, однако своеобразной «проверкой», принципом, по которому прослеживалась «истинность» политики просвещенного абсолютизма, является социальный вопрос. Политика Екатерины II, характерная усилением закрепощения крестьян, являлась основанием для отрицания ее просвещенного характера. Более всего это справедливо для советской историографии.
отве
1
193. правление фридриха ii
фридрих ii, возвеличивши свою монархию успешными войнами; подобно своему отцу, более всею хлопотал об усилении и улучшении армии. все материальные силы страны приносились в жертву этой необходимости, и ради этой же необходимости король-философ не осуществлял на практике того, что прямо вытекало из его же политической теории. фридрих ii был, действительно, слугою государства, потому что страшно много работал, во все вникая и вмешиваясь сам и не имея около себя настоящих министров, но та его идея, что власть должна прежде всего иметь в виду благо всех подданных, им не осуществлялась. в сущности, он оставил неприкосновенным сословный строй пруссии со всеми привилегиями дворянства, со всею приниженностью бюргерства, со всею крепостною неволею крестьян. королю нужны были офицеры для армии, и он считал способными занимать офицерские места одних дворян, но так как большого жалованья он им платить не мог, то и оставил за ними в полной неприкосновенности их власть над крестьянами. для армии нужны были хлеб и сукно, и вот, чтобы иметь по дешевой цене то и другое, фридрих ii всячески стеснял торговлю этими продуктами, и этим не давал развиваться городскому сословию. на счет дворян у фридриха ii были и известные предрассудки: за ними одними он признавал чувство чести, необходимое для занятия офицерских мест, и потому он находил нужным поддерживать в дворянстве сословный дух, запрещая, напр., браки между дворянами и недворянами. тем не менее он все-таки считал нужным защищать крестьян, как плательщиков налогов, от произвола помещиков. уже его предшественники освободили крепостных в королевских доменах, но фридрих ii не решался распространить освобождение и на помещичьих крестьян. когда однажды он задумал только улучшить быт крестьян в померании, тамошнее дворянство заявило, что при новом порядке помещикам трудно будет поставлять рекрут в армию, и король отменил задуманный меры. в общем, однако, дворянство при фридрихе ii было не столько привилегированным, сколько служилым сословием, чем оно отличалось, напр., от дворянства французского, не знавшего никакого долга перед государством.
194. реформы фридриха ii
улучшения и реформы были предприняты фридрихом ii лишь в областях народного хозяйства, судопроизводстве и общественном образовании. в первом отношении важны были меры по осушению болот, привлечению в страну колонистов, улучшению путей сообщения, развитию обрабатывающей промышленности в духе системы кольбера. в области судопроизводства фридрихом ii сделано было много. особая комиссия (под председательством канцлера кокцеи) должна была пересмотреть и соединить в одно целое все прежние законы, но переработка эта должна была по мысли фридриха ii совершиться в духе новых философских идей. результатами указанной работы был сначала «фридрихов кодекс», улучшавший судопроизводство, а потом «общее земское право», опубликованное только при преемнике фридриха ii. король стоял за полную независимость суда от администрации и хотел, чтобы судьи строго держались закона, не слушаясь никаких посторонних внушений. сам фридрих ii подал пример повиновения суду в споре с одним мельником, который не хотел снести своей мельницы около королевского загородного дворца сан-суси. впрочем, король действовал не всегда так. один раз ему показалось, что судьи неправильно решили одно дело в пользу чиновника тоже против одного мельника, и он своею властью отменил приговор, наказав при этом судей. во всяком случае, пруссия получила при фридрихе ii образцовый для своею времени суд. (пытку король отменил тотчас же по вступлении на престол). в области народного просвещения фридрих ii произвел некоторые улучшения в высшем и среднем образовании. одним из первых его дел в начале царствования было вернуть на кафедру философа вольфа, которого за вольнодумство изгнал из пруссии его отец. кроме того, фридрих ii реформировал королевскую академию наук в берлине. теоретически он признавал, что невежество деревенских жителей – великое государственное зло, и даже издал указ об обязательном посещении первоначальных школ крестьянскими детьми, но на устройство этих школ денег не давал, а где были школы, там учителями назначались инвалиды в виде награды за службу и взамен выдачи им пенсии.
объяснение: