В своем развитии халифат пришел к типовой восточной феодальной теократической деспотии с ее основными признаками: преобладанием государственной собственности на землю, государственным крепостным крестьянином-арендатором, д деспотической теократической властью халифов \"Пророк\" (потом халифы) с самого начала выступал как духовный глава (имам), законодатель, военачальник и судья В своих \"открытости\", распоряжениях он уста овлював правила, законы, для последующих правителей - халифов и всех \"Муслима\" становились священными догмами Наследственность власти утвердилась в Халифате только со временем и в борьбе с родоплеменными традиций низации, посягательствами родовой аристократии, а также с наивными требованиями выборности халифа со стороны массы рядовых арабов Первые халифы - Абу-Бекр, Омар и Осман избирались соратниками Мухаммеда (мухаджирами т а ансарами) из своей среды Принцип выборности халифа не оспаривался одной течению ислама хариджиты настаивали на выборности халифа всеми мусульманами, однако политическая практика склонялась к арис тократизму как у суннитов, так и шиитов По империи халифатом правил род Омейядов После убийства Османа, а затем и Али боролся за власть с Муавийею, последний был провозглашен халифом знатью Сирии т а Египет (661 год) Итак, первые 60 лет Халифат был теократическим государством с выборным халифом Наследственность власти укрепилась при Аббасидах, но она постоянно нарушалась борьбой между многообразий итнимы течениями ислама и родоплеменными группировками Утверждение на троне часто зависело от интриг двора или капризов дворцовой гвардии В 945 году халифы в Багдаде уступили светской власти (султанат) персидской династии Буидов С этого времени в халифов остаются лишь духовная власть и религиозный авторитета лише духовна влада та релігійний авторитет.По Аббасидов при халифе появилась должность визиря - его главного советника и Визирь был охранником халифськои печати и мог ставить ее на документах без разрешения халифа визирь пидпо орядковувалися весь административно-финансовый аппарат, войско, ведомство государственного контроля - аль-барид, многочисленные ведомства-диваны Должность визиря чаще наследовалась одной семьей Например известная мощная династия наследственных визирей Бармекидив Каждая область (эмират) имела в Багдаде свое территориальное ведомство-диван, состоявшее из основного отдела (АСЛ), ведавший сбором налогов, т а ведомства финансов (зимам) Позже территориальные диваны были отменены, за исключением дивана по делам Вавилонии, которым руководил сам визирь Важная роль принадлежала аль-барид Его начальник (Сахиб аль-бары д) был влиятельным вельможей в Багдаде Он заведовал многочисленными почтовыми станциями, разбросанными по всей огромной территории халифата, их служащие, кроме почтовых дел, собирали сведения о настроениях населения, урожай, деятельность местной администрации, количество напечатанных золотых и серебряных монет Все эти сведения поступали в Сахиб аль-барид Он получал также сведения от подчиненных ему шпионов-лазутчиков, которые действовали в халифате и за его пределами Сахиб аль-барид ежедневно докладывал визирю о состоянии дел в халифате и, кроме того, имел непосредственный доступ к халифуп до халіфа.Халифат делился на наместничества - эмираты Основными были Испания, Магриб (Северная Африка), Египет, Сирия, Иран (здесь было несколько наместничеств), Вавилония, Мавернахр (Средняя Азия), Северная Индия Уже е по Омейядов наместничества стали довольно быстро передаваться по наследству, а наместники превратились в почти неограниченных властителей, их связи с халифом часто ограничивались уплатой налогов в его Сокровище ици Обычно эмиры заранее в виде откупа вносили налоги в казну халифа, а потом нещадно выбивали их с подвластного населения уже для себя Эмираты в свою очередь делились на области, которыми руководили назначенное эмирами хаки мі ми.По Аббисидив иранская система управления распространилась в большинстве городов халифата городу руководил градоначальник - раис, суд возглавлял кадий (казий), он же был председателем местного духовенства; мухтасиб теригав за базарами, соблюдением догматов ислама в быту, вообще за нравственностью асас возглавлял ночную стражу; начальник полиции-Сахиб аш-шурта также имел некоторые судебные полномочия Если город был ре денция правителя области - наиб хакима или эмира, то они осуществляли непосредственное руководство им Непременным признаком города были тюрьма - зиндан, шпионы полиции Значительное влияние в городах имели вожди племен и родов - шейхи, Сеидсеїди.Арабы-кочевники, которые находились в состоянии перманентной войны, были прирожденными профессиональными воинами Войско состояло из родоплеменных ополчений во главе с вождем племени, а также из отрядов добровольцев в - \"борцов за веру\", которые жили за счет военной добычи