1.Основные события "смуты" начались после голода 1601-1603 гг. в это время царь пытался не допустить народных восстаний и находился в шатком положении, т.к благодаря его чиновникам-подъячим хлеб до крестьян не доходил и толпы голодающих наводнили столицу, у него было достаточно недругов и опасаясь за свою власть он стал их преследовать.Это + голод привели к недовольству населения властью царя.К тому же, по стране ходили слухи, что Борис Годунов убил царевича Дмитрия, это тоже люди ему припомнили. Далее появился Лжедмитрий первый люди действительно верили, что с приходом к власти Лжедмитрия закончатся их страдания.Многие города стали переходить на сторону самозванца.Тех, кто отказывался присягнуть на верность новому царю люди убивали.Тем временем Василий Шуйский готовил свержение Лжедмитрия 1( тот его когда-то чуть не убил).И у него всё получилось.Лжедмитрий был убит и на престол вступил Василий Шуйский.Он старался укрепить свою власть,но в этом ему помешало восстание Ивана Болотникова.Все неудачи по подавлению восстания народ списывал на Василия и со временем народ стал переходить на сторону противника.Хотя восстание подавить удалось,авторитет царя падал.К тому же появился Лжедмитрий 2.Он успешно подходил к Москве и не давали ввозить в город продукты.В столице царил голод, цены были слишком высокие, люди не верили,что это всё закончится.Многие бояре и дворяне перебегали на сторону противника.Шуйский обратился за к Швеции и вскоре армия Лжедмитрия 2 была разбита.С этого времени началась Шведская интервенция в Россию. В 1609 г. Речь Посполитая начала военные действия и остановить их не удалось.В 1610 г. бояре, низложили Василия Шуйского и создали "Семибоярщину".Они заключили сделку с Р.П и Россией стал править польский королевич Владислав.Это никак не устраивало народ и они сформировали ополчение против польской власти.В 1612 г. Москва была освобождена и это являлось концом "смуты"
Древляне после убийства Игоря при сборе дани прислали к его вдове Ольге сватов звать её замуж за своего князя Мала. Княгиня последовательно расправилась со старейшинами древлян, а затем привела к покорности народ древлян.
Древнерусский летописец подробно излагает месть Ольги за смерть мужа:
1-я месть княгини Ольги: Сваты, 20 древлян, прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов-послов закопали живьем вместе с ладьёй.
2-я месть: Ольга попросила для уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней.
3-я месть: Княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о 5 тысячах перебитых древлян.
4-я месть: В 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. По Новгородской Первой летописи киевская дружина победила древлян в бою. Ольга по древлянской земле, установила дани и налоги, после чего вернулась в Киев.
В "ПВЛ" летописец сделал врезку в текст Начального свода об осаде древлянской столицы Искоростеня. После безуспешной осады в течении лета, Ольга сожгла город с птиц, к которым велела привязать зажигательные средства. Часть защитников Искоростеня были перебиты, остальные покорились.
После расправы с древлянами Ольга стала править Киевской Русью до совершеннолетия Святослава, но и после этого она оставалась фактическим правителем, так как её сын большую часть времени отсутствовал в военных походах.
Правление Ольги
Покорив древлян, Ольга в 947 году отправилась в новгородские и псковские земли, устанавливая там оброки и дани, после чего вернулась к сыну Святославу в Киев.
Ольга установила систему «погостов» — центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы.
Княгиня Ольга положила начало каменному градостроительству на Руси (первые каменные здания Киева — городской дворец и загородный терем Ольги).
В 945 г. Ольга осуществила серьезные преобразования в управлении княжеством — установила точный размер взимаемой в пользу Киева дани («полюдья») — «уроков» (или «оброков») и периодичность их сбора («уставы»).
Крещение Ольги
Следующим деянием Ольги является её крещение в 955 году в византийском Константинополе. По возвращении в Киев Ольга, принявшая в крещении имя Елена, пробовала приобщить Святослава к христианству, однако «он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем». Более того, Святослав гневался на мать за её уговоры, опасаясь потерять уважение дружины.
Решение о принятии веры Ольга приняла заранее, хотя летописная легенда представляет это как спонтанное решение. Ничего не известно о тех людях, кто распространял христианство на Руси.
В политических летописях христианского времени Ольгу называли предвозвестницей православной земли. Она первой в русской земле сбросила, по словам летописи, греховные одежды первого человека Адама и облеклась в одежды нового Адама – Христа. Первой из русских вступила в Царство Небесное. Православная церковь впоследствии признала Ольгу Святой.
В одной из древнерусских книг говорится еще о том, что после смерти некоторое время тело княгини лежало в специальном небольшом домике, куда мог придти каждый и, заглянув в маленькое окошко, посмотреть на Ольгу. Но, как утверждал автор книги, увидеть княгиню мог только чистый и просветленный душой человек. Конечно, неизвестно, насколько это правдоподобно… Ясно одно – Ольга стала почитаемой древними русичами княгиней.
Далее появился Лжедмитрий первый люди действительно верили, что с приходом к власти Лжедмитрия закончатся их страдания.Многие города стали переходить на сторону самозванца.Тех, кто отказывался присягнуть на верность новому царю люди убивали.Тем временем Василий Шуйский готовил свержение Лжедмитрия 1( тот его когда-то чуть не убил).И у него всё получилось.Лжедмитрий был убит и на престол вступил Василий Шуйский.Он старался укрепить свою власть,но в этом ему помешало восстание Ивана Болотникова.Все неудачи по подавлению восстания народ списывал на Василия и со временем народ стал переходить на сторону противника.Хотя восстание подавить удалось,авторитет царя падал.К тому же появился Лжедмитрий 2.Он успешно подходил к Москве и не давали ввозить в город продукты.В столице царил голод, цены были слишком высокие, люди не верили,что это всё закончится.Многие бояре и дворяне перебегали на сторону противника.Шуйский обратился за к Швеции и вскоре армия Лжедмитрия 2 была разбита.С этого времени началась Шведская интервенция в Россию.
В 1609 г. Речь Посполитая начала военные действия и остановить их не удалось.В 1610 г. бояре, низложили Василия Шуйского и создали "Семибоярщину".Они заключили сделку с Р.П и Россией стал править польский королевич Владислав.Это никак не устраивало народ и они сформировали ополчение против польской власти.В 1612 г. Москва была освобождена и это являлось концом "смуты"
Месть древлянам
Древляне после убийства Игоря при сборе дани прислали к его вдове Ольге сватов звать её замуж за своего князя Мала. Княгиня последовательно расправилась со старейшинами древлян, а затем привела к покорности народ древлян.
Древнерусский летописец подробно излагает месть Ольги за смерть мужа:
1-я месть княгини Ольги: Сваты, 20 древлян, прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов-послов закопали живьем вместе с ладьёй.
2-я месть: Ольга попросила для уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней.
3-я месть: Княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о 5 тысячах перебитых древлян.
4-я месть: В 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. По Новгородской Первой летописи киевская дружина победила древлян в бою. Ольга по древлянской земле, установила дани и налоги, после чего вернулась в Киев.
В "ПВЛ" летописец сделал врезку в текст Начального свода об осаде древлянской столицы Искоростеня. После безуспешной осады в течении лета, Ольга сожгла город с птиц, к которым велела привязать зажигательные средства. Часть защитников Искоростеня были перебиты, остальные покорились.
После расправы с древлянами Ольга стала править Киевской Русью до совершеннолетия Святослава, но и после этого она оставалась фактическим правителем, так как её сын большую часть времени отсутствовал в военных походах.
Правление Ольги
Покорив древлян, Ольга в 947 году отправилась в новгородские и псковские земли, устанавливая там оброки и дани, после чего вернулась к сыну Святославу в Киев.
Ольга установила систему «погостов» — центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы.
Княгиня Ольга положила начало каменному градостроительству на Руси (первые каменные здания Киева — городской дворец и загородный терем Ольги).
В 945 г. Ольга осуществила серьезные преобразования в управлении княжеством — установила точный размер взимаемой в пользу Киева дани («полюдья») — «уроков» (или «оброков») и периодичность их сбора («уставы»).
Крещение Ольги
Следующим деянием Ольги является её крещение в 955 году в византийском Константинополе. По возвращении в Киев Ольга, принявшая в крещении имя Елена, пробовала приобщить Святослава к христианству, однако «он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем». Более того, Святослав гневался на мать за её уговоры, опасаясь потерять уважение дружины.
Решение о принятии веры Ольга приняла заранее, хотя летописная легенда представляет это как спонтанное решение. Ничего не известно о тех людях, кто распространял христианство на Руси.
В политических летописях христианского времени Ольгу называли предвозвестницей православной земли. Она первой в русской земле сбросила, по словам летописи, греховные одежды первого человека Адама и облеклась в одежды нового Адама – Христа. Первой из русских вступила в Царство Небесное. Православная церковь впоследствии признала Ольгу Святой.
В одной из древнерусских книг говорится еще о том, что после смерти некоторое время тело княгини лежало в специальном небольшом домике, куда мог придти каждый и, заглянув в маленькое окошко, посмотреть на Ольгу. Но, как утверждал автор книги, увидеть княгиню мог только чистый и просветленный душой человек. Конечно, неизвестно, насколько это правдоподобно… Ясно одно – Ольга стала почитаемой древними русичами княгиней.