епосредственным толчком к подъему освободительного движения в испанских колониях явились события 1808 г. в метрополии: вторжение французских войск в Испанию, низложение Наполеоном Фердинанда VII и провозглашение королем Испании Жозефа Бонапарта. В связи с этими событиями в колониях создалась крайне сложная политическая обстановка. Среди представителей колониальной администрации имелись колебания по вопросу о том, признать ли власть Жозефа или сохранить верность Фердинанду VII, которого в Испании представляла Центральная хунта. К середине 1809 г. власть во всей Испанской Америке оказалась в руках сторонников хунты. Это соответствовало и стремлениям креольской оппозиции, рассчитывавшей на то, что номинальное признание Центральной хунты даст фактически возможность отстранить королевских чиновников и передать власть органам самоуправления. Все же, убедившись вскоре, что колониальный режим не претерпел существенных изменений, патриоты стали действовать более активно. Летом 1809 г. вспыхнули восстания в городах Чукисака, Ла-Пас (Верхнее Перу), Кито (Эквадор). Однако они не носили массового характера и были вскоре подавлены.Известия о серьезных поражениях испанских войск в метрополии (начало 1810 г.) и о занятии большей части страны французскими оккупантами явились сигналом к началу восстания в различных районах испанских колоний в Америке. Весной и летом 1810 г. в крупнейших колониальных центрах Каракасе, Кито, Буэнос-Айресе и Боготе, а вслед за тем и в других городах было свергнуто испанское господство, и к власти пришли патриотические хунты. В сентябре 1810 г. революционным движением были охвачены Мексика и Чили. Так началась война за независимость испанских колоний.Наибольшего размаха освободительная борьба достигла в Мексике. Ее возглавил приходский священник Мигель Идальго, который сумел собрать вокруг себя многотысячную армию, состоявшую главным образом из крестьян-индейцев. Идальго выступал не только за независимость страны, но также за возвращение индейцам отнятой у них земли, за отмену рабства негров и другие преобразования. Восставшие заняли ряд крупных центров страны и угрожали ее столице - г. Мехико. В 1811 г. они потерпели поражение. Идальго и другие руководители восстания были захвачены в плен и казнены. Борьбу за свободу продолжал соратник Идальго - священник Хосе Мария Морелос. По инициативе Морелоса в 1813 г. был созван национальный конгресс, провозгласивший независимость Мексики и принявший в 1814 г. конституцию. Повстанцы одержали ряд побед над испанскими войсками. Нередко индейцы-крестьяне расправлялись и с помещиками-креолами, что побудило значительную часть последних перейти на сторону колонизаторов. В 1815 г. армия Морелоса была разгромлена, а сам он расстрелян испанцами.В Венесуэле 5 июля 1811 г. была провозглашена республика. Главнокомандующим ее вооруженными силами был назначен вернувшийся на родину Миранда. В остальной части Новой Гранады успешно действовали патриоты во главе с Антонио Нариньо. В 1812 г. испанские войска перешли в наступление против Венесуэльской республики и заняли Каракас; Миранда был взят в плен и отправлен в Испанию, где и умер в тюрьме. Но освободительная борьба в Венесуэле продолжалась. Ею руководил Симон Боливар (1783-1830) - наиболее выдающийся из государственных деятелей и полководцев Испанской Америки эпохи войны за независимость. Боливар родился в Каракасе, в аристократической креольской семье. Он получил хорошее образование, несколько лет жил в Европе и много путешествовал. В чине полковника он сражался под командованием Миранды, а после капитуляции последнего продолжал борьбу, вновь участвовал в боях и получил чин генерала. Организовав освободительную армию Венесуэлы, он повел наступление на Каракас, куда вступил летом 1813 г. Здесь была вторично провозглашена республика. Боливару было присвоено почетное звание «Освободителя».Вторая Венесуэльская республика также просуществовала недолго. Кавалерийские отряды, сформированные из льянеро, обманутых .агитацией роялистов, выступили на стороне испанцев, что последним одержать победу. Боливар вынужден был покинуть страну. Разгром революционных сил в Венесуэле завершил испанский экспедиционный корпус под командованием генерала Морильо, который в дальнейшем разбил повстанцев во всей Новой Гранаде.
Ятвяги - один из наименее изученных народов на территории Восточной Европы, несмотря на то, что в средние века они населяли довольно обширные земли на территории современной Белоруссии, Польши и Литвы. Упоминание о ятвягах встречается в самых различных летописях - Повести Временных Лет, Галицко-Волынской летописи, Великопольской хронике. История этого народа нам, брестчанам, интересна ещё и потому, что ятвяги жили в непосредственной близости от нашего города Бреста. Город Каменец, входивший в XI-XIII веках вместе с Берестьем в Галицко-Волынское княжество, фактически являлся форпостом на границе славянских земель и земель ятвягов, живших в лесах к северу от него.
Ятвяги (судавы) - народ, входящий в балтийскую группу, в которую помимо них входили такие народы как аукштайты, жемайты (жмудь), земгалы, пруссы, скальвы, надравы, галинды, курши, латгалы. Часть этих народов впоследствии сформировала литовский этнос, часть - латышский. Некоторые были ассимилированы соседними народами, а некоторые - просто уничтожены, как, например, пруссы, фактически полностью истреблённые немецкими рыцарями-тевтонцами.

Историческая территория расселения ятвягов до сих пор вызывает споры. Например, вот как она выглядит на нижеприведённой карте:

Однако есть все основания считать, что до IX века (начиная с которого ведут своё летоисчисление большинство летописей) ареал расселения ятвягов, как, впрочем, и вообще племён балтийской группы - был намного шире и охватывал значительную часть современной Беларуси. Это можно проследить, например, по топонимике - например, в Ивацевичском районе Брестской области, недалеко от Косово, есть деревня Ятвезь - нет никаких сомнений, что своим названием она обязана племени ятвягов. По данным археологических раскопок считается, что в древности балтийские племена заселяли обширные территории вплоть до Оки, и лишь впоследствии они были вытеснены и/или ассимилированы славянами. Считается, что белорусский этнос возник в результате слияния славян с балтами, что подтверждается, в частности, лингвистическим анализом белорусского и балтийских языков. Балтийские языки - это вообще довольно интересное явление в индо-европейской языковой группе. Они в большей степени похожи на санскрит, чем, например, славянские или германские языки, что даёт основания относить их к "реликтовым" языкам, наиболее сохранившим связь с гипотетическим пра-индоевропейским языком. Сколь уникален и самобытен язык балтов, столь же интересна и самобытна их культура в целом. Балтийские народы намного позже других в Европе приняли христианство, сохранив тем самым очень много архаичных, уходящих корнями в глубокую древность, традиций. Восстановить утраченное, собрать по крупицам скудные, едва уцелевшие знания и культуру - интересная и увлекательная задача, которую ещё только предстоит выполнить.
Некоторые современные историки и этнографы почему-то относят ятвягов к вымершим народам. Однако, это не так. Остатки этого некогда крупного народа до сих пор живут на территории современной Польши, в окрестностях города Сувалки. Жив и язык ятвягов, хотя некоторые языковеды всё же склонны относить его к одному из диалектов литовского, нежели к самостоятельному языку. Многие люди, которым не безразлична судьба этого народа, прилагают свои усилия, чтобы сохранить культуру и язык ятвягов, не дав им окончательно исчезнуть. В интернете создан неплохой проект Suduva.com, где собрана всевозможная информация о современной ятвяжской культуре.
Ятвяги (судавы) - народ, входящий в балтийскую группу, в которую помимо них входили такие народы как аукштайты, жемайты (жмудь), земгалы, пруссы, скальвы, надравы, галинды, курши, латгалы. Часть этих народов впоследствии сформировала литовский этнос, часть - латышский. Некоторые были ассимилированы соседними народами, а некоторые - просто уничтожены, как, например, пруссы, фактически полностью истреблённые немецкими рыцарями-тевтонцами.

Историческая территория расселения ятвягов до сих пор вызывает споры. Например, вот как она выглядит на нижеприведённой карте:

Однако есть все основания считать, что до IX века (начиная с которого ведут своё летоисчисление большинство летописей) ареал расселения ятвягов, как, впрочем, и вообще племён балтийской группы - был намного шире и охватывал значительную часть современной Беларуси. Это можно проследить, например, по топонимике - например, в Ивацевичском районе Брестской области, недалеко от Косово, есть деревня Ятвезь - нет никаких сомнений, что своим названием она обязана племени ятвягов. По данным археологических раскопок считается, что в древности балтийские племена заселяли обширные территории вплоть до Оки, и лишь впоследствии они были вытеснены и/или ассимилированы славянами. Считается, что белорусский этнос возник в результате слияния славян с балтами, что подтверждается, в частности, лингвистическим анализом белорусского и балтийских языков. Балтийские языки - это вообще довольно интересное явление в индо-европейской языковой группе. Они в большей степени похожи на санскрит, чем, например, славянские или германские языки, что даёт основания относить их к "реликтовым" языкам, наиболее сохранившим связь с гипотетическим пра-индоевропейским языком. Сколь уникален и самобытен язык балтов, столь же интересна и самобытна их культура в целом. Балтийские народы намного позже других в Европе приняли христианство, сохранив тем самым очень много архаичных, уходящих корнями в глубокую древность, традиций. Восстановить утраченное, собрать по крупицам скудные, едва уцелевшие знания и культуру - интересная и увлекательная задача, которую ещё только предстоит выполнить.
Некоторые современные историки и этнографы почему-то относят ятвягов к вымершим народам. Однако, это не так. Остатки этого некогда крупного народа до сих пор живут на территории современной Польши, в окрестностях города Сувалки. Жив и язык ятвягов, хотя некоторые языковеды всё же склонны относить его к одному из диалектов литовского, нежели к самостоятельному языку. Многие люди, которым не безразлична судьба этого народа, прилагают свои усилия, чтобы сохранить культуру и язык ятвягов, не дав им окончательно исчезнуть. В интернете создан неплохой проект Suduva.com, где собрана всевозможная информация о современной ятвяжской культуре.