Внутренняя политика Перикла характеризуется заботой об укреплении и дальнейшем развитии демократии в Афинах; стремлением обеспечить средства существования свободной афинской бедноте; поощрением литературы, искусства, театра; попытками внедрить в Афинах большую свободу быта, прежде всего в области семейных отношений.
Внутренняя политика Перикла характеризуется заботой об укреплении и дальнейшем развитии демократии в Афинах; стремлением обеспечить средства существования свободной афинской бедноте; поощрением литературы, искусства, театра; попытками внедрить в Афинах большую свободу быта, прежде всего в области семейных отношений.
Перикл в течение тридцати с лишним лет играл руководящую роль в политической жизни Афин, хотя бессменная его стратегия длилась менее половины этого времени (с 443 по 430 г. до н.э.). Самым значительным новшеством, введенным в Афинах при Перикле, была мистофория -оплата службы должностных лиц -- гелиастов. булевтов, архонтов и др. Впервые появилась реальная возможность малоимущим гражданам активно заниматься политической деятельностью. Это нововведение было настолько необходимо для афинской демократии, что было продолжено и расширено после Перикла, вплоть до назначения в самом начале IV в. до н. э. платы даже за посещение народного собрания. Антидемократическая оппозиция, разумеется, подвергала жестокой критике оплату должностей, заявляя, что это развращает народ и возлагает лишнее бремя на государственную казну.
На деньги, вносимые союзниками, Перикл организовал в Афинах грандиозное строительство, обеспечив стабильной и высокооплачиваемой работой нуждающихся. Люди самых разнообразных специальностей и занятий -- от высококвалифицированных мастеров (скульпторы, архитекторы, граверы, золотых дел мастера и др.) до простых погонщиков и грузчиков -- были постоянно заняты, а Перикл вносил все новые и новые проекты в народное собрание. В ходе этого строительства на афинском Акрополе был воздвигнут величайший шедевр мирового зодчества - Парфенон, создание Иктина, Калликрата и Фидия. Мраморную лестницу, по которой на Панафинен, праздник в честь Афины, покровительницы города, торжественная процессия шла на Акрополь, увенчали парадными пропилеями. Акрополь был украшен статуями Афины работы Фидия, Появилось специальное здание для учрежденных Периклом музыкальных состязаний -- Одеон, и другие замечательные здания, составившие цельный и неповторимый ансамбль. Все это служило возвеличению родного полиса Перикла. Началась перестройка храма Деметры в Элевсине. Афины превращаются при Перикле в прекраснейший город Греции, куда много времени спустя продолжали стекаться почитатели искусства. По словам Плутарха, эти творения, созданные в течение короткого времени, продолжали жить в веках, сохраняя при этом видимость свежести и новизны. Памятники художественного вкуса и могущества Афин не раз впоследствии город от губительных разрушений победоносных завоевателей. Поднять на них руку означало посягнуть на славу и величие Эллады.
Внутренняя политика Перикла характеризуется заботой об укреплении и дальнейшем развитии демократии в Афинах; стремлением обеспечить средства существования свободной афинской бедноте; поощрением литературы, искусства, театра; попытками внедрить в Афинах большую свободу быта, прежде всего в области семейных отношений.
Внутренняя политика Перикла характеризуется заботой об укреплении и дальнейшем развитии демократии в Афинах; стремлением обеспечить средства существования свободной афинской бедноте; поощрением литературы, искусства, театра; попытками внедрить в Афинах большую свободу быта, прежде всего в области семейных отношений.
Перикл в течение тридцати с лишним лет играл руководящую роль в политической жизни Афин, хотя бессменная его стратегия длилась менее половины этого времени (с 443 по 430 г. до н.э.). Самым значительным новшеством, введенным в Афинах при Перикле, была мистофория -оплата службы должностных лиц -- гелиастов. булевтов, архонтов и др. Впервые появилась реальная возможность малоимущим гражданам активно заниматься политической деятельностью. Это нововведение было настолько необходимо для афинской демократии, что было продолжено и расширено после Перикла, вплоть до назначения в самом начале IV в. до н. э. платы даже за посещение народного собрания. Антидемократическая оппозиция, разумеется, подвергала жестокой критике оплату должностей, заявляя, что это развращает народ и возлагает лишнее бремя на государственную казну.
На деньги, вносимые союзниками, Перикл организовал в Афинах грандиозное строительство, обеспечив стабильной и высокооплачиваемой работой нуждающихся. Люди самых разнообразных специальностей и занятий -- от высококвалифицированных мастеров (скульпторы, архитекторы, граверы, золотых дел мастера и др.) до простых погонщиков и грузчиков -- были постоянно заняты, а Перикл вносил все новые и новые проекты в народное собрание. В ходе этого строительства на афинском Акрополе был воздвигнут величайший шедевр мирового зодчества - Парфенон, создание Иктина, Калликрата и Фидия. Мраморную лестницу, по которой на Панафинен, праздник в честь Афины, покровительницы города, торжественная процессия шла на Акрополь, увенчали парадными пропилеями. Акрополь был украшен статуями Афины работы Фидия, Появилось специальное здание для учрежденных Периклом музыкальных состязаний -- Одеон, и другие замечательные здания, составившие цельный и неповторимый ансамбль. Все это служило возвеличению родного полиса Перикла. Началась перестройка храма Деметры в Элевсине. Афины превращаются при Перикле в прекраснейший город Греции, куда много времени спустя продолжали стекаться почитатели искусства. По словам Плутарха, эти творения, созданные в течение короткого времени, продолжали жить в веках, сохраняя при этом видимость свежести и новизны. Памятники художественного вкуса и могущества Афин не раз впоследствии город от губительных разрушений победоносных завоевателей. Поднять на них руку означало посягнуть на славу и величие Эллады.