«Когда было сотворено вверху голубое небо, а внизу бурая земля, между ними обоими были сотворены сыны человеческие. Над сынами человеческими воссели на царство предки мои - Бумын каган и Естеми каган. Сев на царство, они охраняли государство и установили законы тюркского народа»Кому поклонялся данный народ: б.
Объяснение
письма, они оставили такие, мой народ возьмите мой большой посох, и подержите возле рта пока он священную воду излучает
«Когда было сотворено сверху голубое небо, а внизу бурая земля, между ними обоими были сотворены сыны человеческие. Над сынами человеческими воссели на царство мои предки Бумын-Каган и Истеми-каган. Сев на царство, они охраняли государство и устанавливали законы тюркского народа». Так повествует о начале новой эпохи в Великой степи, эпохи господства древнетюркских племен, их государств и языков, замечательный письменный источник VIII века – руническая надпись в честь Куль-Тегина.
Что же стояло в реальной истории за словами первого тюркского летописца?
В I тысячелетии н. э. началось постепенное изменение этнической среды в евразийских степях. В это время возникли крупные этнополитические объединения, ставшие прямыми предшественниками и предками современных тюркоязычных наций. Тогда же на новую ступень поднялась духовная культура степняков: широко распространилась древнетюркская письменность, появилась запечатленная на письме тюркская литература; тюркские племена приобщились к великим религиям того времени – буддизму, манихейству, христианству, исламу, освоили достижения иных цивилизаций.
В условиях кочевого быта была создана самобытная и своеобразная культура.
Тюркская культура образовалась не на пустом месте, она вобрала в себя все культурные достижения, органично вписывавшиеся в ее систему ценностей. Единство и преемственность в истории и культуре евразийских племенных формирований, возникших в начале бронзового века и достигших расцвета в скифо-сакское время, с наступлением древнетюркской истории не исчезли, а лишь окрасились в новые этнические тона.
К сожалению, время оставило нам минимум информации о наших далеких предках, а та малая толика, что дошла через века, лишь отчасти отражает картины исторического
Один из методов исторического познания – научная реконструкция, воссоздание предмета в его первоначальном виде. Это многогранная работа, которой предшествует серьезное и кропотливое изучение источников. К реконструкции артефактов древнетюркской эпохи неоднократно обращался извест-ный российский ученый М. В. Горелик. В неполном перечне его работ – реконструкция комплексов одежды, боевого вооружения, знамен, выполненные в полном соответствии с технологией и спецификой того времени.
По заказу Центрального государственного музея Республики Казахстан М. В. Гореликом было реконструировано тюркское знамя. Исследователь работал на основе стенописей из восточного Туркестана и икон из Дуньхуана, а также серебряной головы хищника согдийской работы VII века, хранящихся в Эрмитаже. В орнаментике полотнища мастер использовал узоры согдийских и китайских тканей VII–VIII веков.
Знамя венчает навершие в виде головы волка. В мифологическом сознании древних тюрков, как и многих народов мира, животные выступают как один из вариантов мифологического кода – зооморфного, отдельные элементы которого имеют постоянно закрепленное за ним значение. Знание родословных и специальное изучение их издавна было характерно для центральноазиатских народов. Многие из них называли своим родоначальником того или иного зверя. Что касается тюрков, то во все времена для них особый смысл имел именно образ волка.
В 1968 году в Монголии был открыт эпиграфический памятник начального периода существования Тюркского каганата – стела с согдоязычной надписью из Бугута. В навершии памятника изображен волк, под которым лежит человек с обрубленными ногами и руками. Согласно тюркской легенде, записанной в VI веке китайскими источниками, предки тюрков, «жившие на краю большого болота», были истреблены воинами соседнего племени, уцелел лишь девятилетний мальчик, без рук и ног, которого и выкормила волчица, ставшая впоследствии его женой.
Объяснение: