Недавно делал доклад. Под "Ангельским доктором" подразумевается Фома Аквинский. Прозвище дано за мягкость характера.
А вот и сам доклад:
В начале 13 в. в западных областях Европы происходит быстрый подъем общественно-экономического развития, рост производительных сил. Ширятся различные еретические движения, неудовлетворенность существующими социальными отношениями (в основном – городские ремесленники). Против еретической идеологии необходимо было выдвинуть рационалистическое вероучение, придать законченность системе католического учения.Начиная с 12 в. Европа через арабское и еврейское посредничество знакомилась с наследием Аристотеля. В результате продолжительных споров победило мнение, чтотеология нуждается в оздоровлении философией Аристотеля.Растущее влияние Аристотеля выявилось в новую теолого-философсккую систему, которую создал Ф.Аквинский.«Сумма теологии» (разрабатывается католическая догматика – основное произведение всей схоластической теологии) и «Сумма против язычников». 1.Области науки и веры ясно определены. Познание должно быть направлено на объект,а не внутрь, на субъективные формы мышления. Возможность достижения объективного и истинного знания, однако познание не может охватить все. Выше находится богословие (таинства христианской веры, например). Но между наукой и верой нет противоречия. Христианская истина выше разума, но она не противоречит ему. Истина может быть лишь одна, ибо происходит от бога. Предмет познания и веры и разума – бог. 2.Роль философии. Как орудие теологии. Ф-я должна служить вере тем, что религиозные истины представляет и толкует в категориях разума, и тем, что может ослабить выставленные против истины (веры) аргументы. 3.Учение о бытии. Мир как система, порядок, согласно которому все разделено на несколько иерархически обусловленных ступеней.- неживая природа (самая широкая)- мир растений и животных- мир людей- наивысшая ступень, первая абсолютная причина – бог.Понятия эссенции и экзистенции (сущности и существования). Всякое сущее состоит из сущности и существования. У бога сущность тождественна с существованием. А сущность всех сотворенных вещей не согласуется с существованием. Все единичное является сотворенным, существует благодаря другим факторам, т.о. имеет характер обусловленный и случайный. Т.о. ФА укрепляет дуализм бога и мира. 4. Онтология. Учение о форме и материи Аристотеля. Материальные вещи- синтез пассивной материи и активной формы. Материально состоит из формы и материи, духовное – имеет лишь форму.Концепция универсалий (общее понятие).- существуют в самих вещах как их сущностная форма.- образуются в человеческом разуме при абстрагировании от единичного- существуют до вещей как идеальный предобраз. 5. Доказательство существования бытия Бога. Можно доказать посредством разума.- движение. Первый двигатель – бог.- причина. Первая действующая причина – бог.- взаимоотношения случайного и необходимого. Первая необходимость – бог.- степени качеств. Должна существовать наивысшая степень совершенства – бог.- полезность. Существует разумное существо, которое направляет все вещи к цели, это бог. 6. Познание бога. Познать бога можно в трояком смысле. См. универсалии.- через природу- на основе подобия творца и сотворенного- все понято как частица бесконечного совершенного бога. 7. Учение о душе. Душа – чистая форма без материи. Этим обуславливаются ее неуничтожимость и бессмертие. Душа – формирующий принцип, действующий во всех жизненных проявлениях. Различает вегетативную душу (растения – обмен в-в и размножение), сенситивная (животные – чувственное восприятие, свободное движение), человек – разум. 8. Познание. Опосредовано разумом. Приоритет разума перед волей. Пассивный характер познания. Источник познания не причастность к божественным идеям (либо воспоминания о них), но опыт, чувственное восприятие. Если образ совпадает с действительностью, значит познание правильное. Объектом познания является сущность, которая заключена в отдельных вещах. Познание сущности возможно с абстракции. 9. Этика. Учение о добродетелях: мудрость, отвага, умеренность, справедливость, вера, надежда, любовь. Основано на предпосылке, что человеческим естеством является разум: кто против разума, тот и против человека. Разум возвышается над волей и может ею управлять. Предпосылка нравственного поведения – свобода воли.Смысл жизни – в счастье, которое понимал как познание и созерцание бога. Бог – неисчерпаемый предмет познания. Высшая цель – достижение небесного блаженства. К нему человека ведет церковь, но не гос-во. 10. Политическое устройство. Выступает против социального равенства. Лучшая форма гос-ва – монархия. Монарх должен быть в совеем царстве тем, чем является душа в теле, а бог в мире. Но подчинение светской власти духовной власти.
Мне за доклад поставили 4, т.к. не ответил на доп вопросы
Школы находились при храмах. И родители приводили детей с малолетства, когда они решали, что ребенок созрел для обучения. Сохранились сведения, что некий чиновник привел своего малыша в школу, когда ему исполнилось пять лет.
С рождения дети египтян бегали голышом. Мальчики носили ожерелье на шее, девочки – гребень в волосах и поясок. Мальчику перед школой давали набедренную повязку. Повзрослевшие девочки одевали платьица. Но девочки, вероятно, никогда не посещали школу – они довольствовались домашним обучением. Мальчики же учились порядка 12 лет.
Ребенок, прежде всего, учился читать, писать и считать. Папирус был слишком дорог, чтобы давать школьникам, поэтому практиковались дети на полированных пластинках известняка, разграфленного в линейку или в клетку. Затем повзрослевшему ученику доверяли чистый папирус, на котором он кисточкой красными и черными чернилами переписывал из “учебника” какие-либо религиозные тексты. Заглавие и начальные строчки текста писали красными чернилами, остальной текс - черными. Каждый писец обучался и рисованию, поэтому он рисовал и рисунки на папирусе. При этих школах были библиотеки, где хранились древние тексты: религиозные, назидательные и литературные произведения.
На поздних ступенях образования уделяли много внимания изучению наукам. Школьников, которых готовили стать жрецами, учили, как и всех детей, читать, писать, считать. Но, после того как они освоят азы обучения, им все свое внимание переводилось переключать на изучение религиозных догм и религиозных обрядов.
Ученики сдавали экзамены. Того, кого признавали выдержавшим экзамен, освобождали от мирской одежды, далее купали, брили наголо, умащали тело благовоньями и одевали в жреческое одеяние.
Наиболее одаренные молодые люди, как чиновники, так и жрецы, могли посвятить себя наукам в университетах древности “Домах жизни”.
“Дома Жизни” располагались рядом с храмами. Там, кроме обычных помещений, где располагалась школа, были помещения, где жрецы хранили египетские ценности - религиозные и научные книги. Это были древние библиотеки, которые обслуживали жрецы- библиотекари. При библиотеках были залы для знакомства с книгами и рабочие места писцов, которые переписывали книги.
При Рамсесах "Дома Жизни" стали не только библиотеками и научными центрами, но и также политическими центрами, в которых обсуждались важные государственные дела. Позже в Домах Жизни стали ставить первые театральные постановки, театрализованные мистерии.
А вот и сам доклад:
В начале 13 в. в западных областях Европы происходит быстрый подъем общественно-экономического развития, рост производительных сил. Ширятся различные еретические движения, неудовлетворенность существующими социальными отношениями (в основном – городские ремесленники). Против еретической идеологии необходимо было выдвинуть рационалистическое вероучение, придать законченность системе католического учения.Начиная с 12 в. Европа через арабское и еврейское посредничество знакомилась с наследием Аристотеля. В результате продолжительных споров победило мнение, чтотеология нуждается в оздоровлении философией Аристотеля.Растущее влияние Аристотеля выявилось в новую теолого-философсккую систему, которую создал Ф.Аквинский.«Сумма теологии» (разрабатывается католическая догматика – основное произведение всей схоластической теологии) и «Сумма против язычников».
1.Области науки и веры ясно определены. Познание должно быть направлено на объект,а не внутрь, на субъективные формы мышления. Возможность достижения объективного и истинного знания, однако познание не может охватить все. Выше находится богословие (таинства христианской веры, например). Но между наукой и верой нет противоречия. Христианская истина выше разума, но она не противоречит ему. Истина может быть лишь одна, ибо происходит от бога. Предмет познания и веры и разума – бог.
2.Роль философии. Как орудие теологии. Ф-я должна служить вере тем, что религиозные истины представляет и толкует в категориях разума, и тем, что может ослабить выставленные против истины (веры) аргументы.
3.Учение о бытии. Мир как система, порядок, согласно которому все разделено на несколько иерархически обусловленных ступеней.- неживая природа (самая широкая)- мир растений и животных- мир людей- наивысшая ступень, первая абсолютная причина – бог.Понятия эссенции и экзистенции (сущности и существования). Всякое сущее состоит из сущности и существования. У бога сущность тождественна с существованием. А сущность всех сотворенных вещей не согласуется с существованием. Все единичное является сотворенным, существует благодаря другим факторам, т.о. имеет характер обусловленный и случайный. Т.о. ФА укрепляет дуализм бога и мира.
4. Онтология. Учение о форме и материи Аристотеля. Материальные вещи- синтез пассивной материи и активной формы. Материально состоит из формы и материи, духовное – имеет лишь форму.Концепция универсалий (общее понятие).- существуют в самих вещах как их сущностная форма.- образуются в человеческом разуме при абстрагировании от единичного- существуют до вещей как идеальный предобраз.
5. Доказательство существования бытия Бога. Можно доказать посредством разума.- движение. Первый двигатель – бог.- причина. Первая действующая причина – бог.- взаимоотношения случайного и необходимого. Первая необходимость – бог.- степени качеств. Должна существовать наивысшая степень совершенства – бог.- полезность. Существует разумное существо, которое направляет все вещи к цели, это бог.
6. Познание бога. Познать бога можно в трояком смысле. См. универсалии.- через природу- на основе подобия творца и сотворенного- все понято как частица бесконечного совершенного бога.
7. Учение о душе. Душа – чистая форма без материи. Этим обуславливаются ее неуничтожимость и бессмертие. Душа – формирующий принцип, действующий во всех жизненных проявлениях. Различает вегетативную душу (растения – обмен в-в и размножение), сенситивная (животные – чувственное восприятие, свободное движение), человек – разум.
8. Познание. Опосредовано разумом. Приоритет разума перед волей. Пассивный характер познания. Источник познания не причастность к божественным идеям (либо воспоминания о них), но опыт, чувственное восприятие. Если образ совпадает с действительностью, значит познание правильное. Объектом познания является сущность, которая заключена в отдельных вещах. Познание сущности возможно с абстракции.
9. Этика. Учение о добродетелях: мудрость, отвага, умеренность, справедливость, вера, надежда, любовь. Основано на предпосылке, что человеческим естеством является разум: кто против разума, тот и против человека. Разум возвышается над волей и может ею управлять. Предпосылка нравственного поведения – свобода воли.Смысл жизни – в счастье, которое понимал как познание и созерцание бога. Бог – неисчерпаемый предмет познания. Высшая цель – достижение небесного блаженства. К нему человека ведет церковь, но не гос-во.
10. Политическое устройство. Выступает против социального равенства. Лучшая форма гос-ва – монархия. Монарх должен быть в совеем царстве тем, чем является душа в теле, а бог в мире. Но подчинение светской власти духовной власти.
Мне за доклад поставили 4, т.к. не ответил на доп вопросы
Школы находились при храмах. И родители приводили детей с малолетства, когда они решали, что ребенок созрел для обучения. Сохранились сведения, что некий чиновник привел своего малыша в школу, когда ему исполнилось пять лет.
С рождения дети египтян бегали голышом. Мальчики носили ожерелье на шее, девочки – гребень в волосах и поясок. Мальчику перед школой давали набедренную повязку. Повзрослевшие девочки одевали платьица. Но девочки, вероятно, никогда не посещали школу – они довольствовались домашним обучением. Мальчики же учились порядка 12 лет.
Ребенок, прежде всего, учился читать, писать и считать. Папирус был слишком дорог, чтобы давать школьникам, поэтому практиковались дети на полированных пластинках известняка, разграфленного в линейку или в клетку. Затем повзрослевшему ученику доверяли чистый папирус, на котором он кисточкой красными и черными чернилами переписывал из “учебника” какие-либо религиозные тексты. Заглавие и начальные строчки текста писали красными чернилами, остальной текс - черными. Каждый писец обучался и рисованию, поэтому он рисовал и рисунки на папирусе. При этих школах были библиотеки, где хранились древние тексты: религиозные, назидательные и литературные произведения.
На поздних ступенях образования уделяли много внимания изучению наукам.
Школьников, которых готовили стать жрецами, учили, как и всех детей, читать, писать, считать. Но, после того как они освоят азы обучения, им все свое внимание переводилось переключать на изучение религиозных догм и религиозных обрядов.
Ученики сдавали экзамены. Того, кого признавали выдержавшим экзамен, освобождали от мирской одежды, далее купали, брили наголо, умащали тело благовоньями и одевали в жреческое одеяние.
Наиболее одаренные молодые люди, как чиновники, так и жрецы, могли посвятить себя наукам в университетах древности “Домах жизни”.
“Дома Жизни” располагались рядом с храмами. Там, кроме обычных помещений, где располагалась школа, были помещения, где жрецы хранили египетские ценности - религиозные и научные книги. Это были древние библиотеки, которые обслуживали жрецы- библиотекари. При библиотеках были залы для знакомства с книгами и рабочие места писцов, которые переписывали книги.
При Рамсесах "Дома Жизни" стали не только библиотеками и научными центрами, но и также политическими центрами, в которых обсуждались важные государственные дела. Позже в Домах Жизни стали ставить первые театральные постановки, театрализованные мистерии.