Вxviii в. в россии окончательно оформляются (на юридическом уровне) сословия, сословная структура общества приобретает сложившийся характер. с эпохи петра i в россии государство регулярно проводит ревизии — переписи населения. выделяются три группы сословий: господствующее сословие — дворянство, ставшее главной опорой власти при петре i. две особенности его развития: во-первых, рост численности дворянства (за счет выслуги дворянского звания, а также включения в состав российского дворянства дворян присоединенных территорий), во-вторых, на протяжении xviii в. дворянство превращается из служилого сословия в свободное и привилегированное; сословия — духовенство (черное и белое), купечество (разделенное на три гильдии), казачество, иностранные колонисты, разночинцы, именитые граждане, солдаты (рекруты) и солдатские дети; податные сословия — мещане (горожане) и крестьяне. почти 90 % населения составляло крестьянство, в составе которого выделялись следующие основные категории: частновладельческие (помещичьи, до секуляризации также монастырские), государственные (черносошные и после секуляризации ), дворцовые, которые с 1797 г. стали называться удельными (принадлежавшие лично императорской семье), и, наконец, посессионные (купленные к мануфактуре и не отчуждаемые от нее). в составе помещичьих крестьян появляется категория так называемых дворовых людей — крепостных крестьян, которых помещик лишал земли и превращал в прислугу в своем доме. здесь искали: схема социальной структуры российского общества втрой половины 18 века социальная структура общества россии в 18 веке социальная структура при петре 1 таблица надеюсь я тебе(:
Создавая государство, мете начал подготовку к войне с китаем за освобождение захваченных хуннских земель. но неожиданно у хуннов обострились отношения с племенами дунху (монгольскими), которые стали сильными и, узнав, что у хуннов произошел переворот, учитывая сложную для них обстановку во время создания государства, выслали послов с просьбой получить принадлежавшего туману коня, пробегающего в день 1000 ли. мете посоветовался со своими сановниками, а те сказали: «конь, пробегающий 1000 ли в день, является драгоценным для хуннов, не отдавай его». мете ответил: «разве можно жить рядом с другим государством и жалеть для него коня? » и отдал им коня. через некоторое время дунху, думая, что мете боится, отправили послов сказать ему, что они хотят получить старшую жену шаньюя. мете снова стал советоваться с приближенными, которые, в свою очередь, с негодованием ответили: «дунху не знают правил приличия, поэтому и требуют жену шаньюя. нападите на них». мете ответил: «разве можно жить рядом с другим государством и жалеть для него одну женщину». он взял любимую жену и отдал ее дунху. правитель дунху, еще более возгордясь, начал захватывать восточные земли хуннов. между дунху и хуннами лежала брошенная земля, на которой на расстоянии более 1000 ли никто не жил. дунху отправили послов сказать мете: «брошенную землю за пределами твоей заставы, служащей границей между хунну и нами, хунны не должны посещать, мы хотим владеть ею». мете снова посоветовался с сановниками и старейшинами племен, и некоторые из них сказали: «это брошенная земля, ее можно отдать и можно не отдавать». мете создавал государство, ему нужны были беки и старейшины с государственным мышлением. но вокруг него было еще много тех, кто личные или родовые интересы ставил выше государственных. однако бороться с такими людьми, которые стояли во главе родов и племени и у которых были сильные военные отряды или даже войско, было напрасно. надо было убедительно доказывать народу, что эти беки и старейшины не способны государством. поэтому позиция таких сановников на курултае разгневала его. мете сказал: «земля — основа государства, разве можно отдавать ее? земля дана каждому народу великим тэнгри. есть земля — есть народ и можно создать государство». всем, советовавшим отдать землю, он приказал отрубить головы. этот эпизод вошел в тюрков и прославил мете навечно. можно было отдать коня — богатство, можно отдать даже любимую женщину — поступиться личными интересами, но ни под каким предлогом нельзя отдавать землю, даже если она «брошенная». хунны-кочевники рассматривали землю как общеплеменное достояние и поэтому они не привязывали каких-либо форм личной и подземельной зависимости. своя, родная земля — понятие не только , абстрактное — это земля тюрков, их родов, отцов, здесь он родился, вырос. родная земля воспринимается эмоционально. вот почему эту землю — воду, родину не , не ни под каким предлогом, а защищают от любого посягательства. за нее умирают в бою, так как изгнанному народу на чужбине не будет покровительства ни тэнгри, ни земли, а значит не будет и счастья. мете дал приказ всем хуннским , всем воинам выступить в поход. с огромным войском он двинулся против дунху, разгромил их, убил правителя и взял в плен его людей. реформы мете, такие как поголовная воинская обязанность, создание системы чинов, и, самое главное, что земля рассматривалась как основа создания государства — все это консолидировало хуннов. хуннский каганат просуществовал до 215 года н.э.