Мир стремительно меняется. В конце XX - начале XXI века в мировой экономике и геополитической картине мира произошли существенные сдвиги. На переломе двух веков был длительный период подъема и высоких темпов роста при относительно низкой инфляции. Долгое отсутствие рецессий вызвало в экспертном сообществе дискуссию об изменении циклического развития рыночных экономик, о переходе к новому типу экономического роста.
Усилилась дифференциация в группе развивающихся стран. В документах международных организаций появился термин "развивающиеся рынки" (emerging markets). Темпы роста ВВП Китая, Индии, Бразилии позволяют этим странам войти в группу крупнейших мировых экономик.
Эти годы были свидетелями того, что процесс глобализации привел к формированию международной системы многомерной, многоуровневой взаимозависимости, основанной на механизмах кооперации, партнерства и конкуренции. Усложняются межстрановые функциональные взаимосвязи как на уровне субъектов транснационального капитала, так и между государственными ведомствами, вузами, не прибыльными организациями, группами интересов. При этом создается не только система хозяйственного взаимодействия, но и более сложная система транснациональных социальных взаимосвязей со своей логикой развития. Сложно переплетенная социальная глобальная сеть стимулирует трансформацию деятельности коммерческого и некоммерческого секторов, а также государства, не оставляя места для искусственного разделения экономики, политики, этики. Государства все теснее увязывают внутреннюю экономическую и внешнеэкономическую политику, экономическую политику и внешнюю политику.
США осознанно положили курс на глобализацию в основу своей стратегии XXI века. Этот выбор обусловлен объективными тенденциями развития. Экономика США благодаря своему потенциалу, емкости рынка и вовлеченности в мирохозяйственные связи становится важным сегментом глобализирующейся мировой экономики, а указанные связи - все более важным фактором роста и структурных изменений в национальной экономике. Это ведет, с одной стороны, к повышению качества жизни, с другой, - к усилению уязвимости в социальном плане и в более широком контексте национальной безопасности. Данные явления во многом предопределили сдвиги в государственной политике. Соединенные Штаты обладали преимущественными стартовыми возможностями и использовали весь блок технико-экономических, социальных, экологических, военно-политических факторов для укрепления своих лидирующих позиций по магистральным направлениям процесса глобализации. В условиях, когда все государства борются за привлечение капитала и финансовых ресурсов, за доступ к новейшим технологиям в мировой копилке знаний, США с их огромным экономическим потенциалом имеют возможности воздействия на партнеров.
США вошли в XXI век бесспорным лидером в экономическом и военно стратегическом плане и превратились в единственную сверхдержаву. Сильнейший импульс этому явлению дал крах СССР. "Миропорядок", казалось, стал "однополярным" (при всей спорности использования этого термина). Вместе с тем, эксперты указывают на то, что формируются политико-экономические предпосылки выстраивания новой иерархии государств. Этот процесс связан прежде всего с продолжающейся социально-хозяйственной глобализацией и ее неравномерным развитием.
Усилилась дифференциация в группе развивающихся стран. В документах международных организаций появился термин "развивающиеся рынки" (emerging markets). Темпы роста ВВП Китая, Индии, Бразилии позволяют этим странам войти в группу крупнейших мировых экономик.
Эти годы были свидетелями того, что процесс глобализации привел к формированию международной системы многомерной, многоуровневой взаимозависимости, основанной на механизмах кооперации, партнерства и конкуренции. Усложняются межстрановые функциональные взаимосвязи как на уровне субъектов транснационального капитала, так и между государственными ведомствами, вузами, не прибыльными организациями, группами интересов. При этом создается не только система хозяйственного взаимодействия, но и более сложная система транснациональных социальных взаимосвязей со своей логикой развития. Сложно переплетенная социальная глобальная сеть стимулирует трансформацию деятельности коммерческого и некоммерческого секторов, а также государства, не оставляя места для искусственного разделения экономики, политики, этики. Государства все теснее увязывают внутреннюю экономическую и внешнеэкономическую политику, экономическую политику и внешнюю политику.
США осознанно положили курс на глобализацию в основу своей стратегии XXI века. Этот выбор обусловлен объективными тенденциями развития. Экономика США благодаря своему потенциалу, емкости рынка и вовлеченности в мирохозяйственные связи становится важным сегментом глобализирующейся мировой экономики, а указанные связи - все более важным фактором роста и структурных изменений в национальной экономике. Это ведет, с одной стороны, к повышению качества жизни, с другой, - к усилению уязвимости в социальном плане и в более широком контексте национальной безопасности. Данные явления во многом предопределили сдвиги в государственной политике. Соединенные Штаты обладали преимущественными стартовыми возможностями и использовали весь блок технико-экономических, социальных, экологических, военно-политических факторов для укрепления своих лидирующих позиций по магистральным направлениям процесса глобализации. В условиях, когда все государства борются за привлечение капитала и финансовых ресурсов, за доступ к новейшим технологиям в мировой копилке знаний, США с их огромным экономическим потенциалом имеют возможности воздействия на партнеров.
США вошли в XXI век бесспорным лидером в экономическом и военно стратегическом плане и превратились в единственную сверхдержаву. Сильнейший импульс этому явлению дал крах СССР. "Миропорядок", казалось, стал "однополярным" (при всей спорности использования этого термина). Вместе с тем, эксперты указывают на то, что формируются политико-экономические предпосылки выстраивания новой иерархии государств. Этот процесс связан прежде всего с продолжающейся социально-хозяйственной глобализацией и ее неравномерным развитием.