Контрреформация - католическая реакция на протестантскую реформацию; всестороння деятельность католической церкви с середины XVI до конца XVII в., направленная на препятствование развитию Реформации, а впоследствии - на возвращение верующих, утраченных храмов и бенефициев.Контрреформации - определяющее событие для западнохристианского мира.
Контрреформация в Беларуси - часть европейского процесса. Но она имела здесь свои особенности.Реформация и контрреформация в Беларуси частично совпали в своем развитии, что привело к особенному конфессиональному напряжению в последние десятилетия XVІ в. В то же время историческое сосущестоввание двух, а затем трех христианских церквей в Великом княжестве Литовском (ВКЛ) выработало нормы толерантности, поэтому контрреформация не приобрела в ВКЛ таких жутких форм, как местами в Западной Европе, и религиозные гонения не были такими суровыми, как в Московском государстве, где господствовала идеология одной церкви. В отличие от западноевропейских стран, где в результате Реформации от католической церкви откололась ее часть и образовала национальные протестантские церкви, в Беларуси силам контрреформации удалось вернуть в католицизм охваченную протестантизмом знать и обратить в него знать православную, а народные массы - наблизить через церковную унию. Постепенно обновленный и усиленный иезуитами католицизм начал вытеснять кальвинизм, арианство и другие протестантские секты в Беларуси.
Условия для победы контрреформации создала Люблинская уния 1569 г. Новая политическая реальность - объединение с государством с господствующей католической религеяй, доминирующая роль Польши в Речи Посполитой - подтолкнула наиболее чувствительную к политической коньюнктуре кальвинистскую шляхту к переходу в католицизм. Ее гнал туда также страх перед нарастающей волной народных движений, радикализм Реформации. Большинство белорусских феодалов, как втянутых в вир реформационного движения, так и православных в конце XVІ - начале XVІІ в. консолидируются с польскими на основе католицизма.
М.Смотрицкий в произведении "Фринос" (1610 г.) перечисляет 47 известных магнатских православных фамилий, принявших тогда католицизм: Сапеги, Воловичи, Хрептовичи, Сангушки, Скумины, Чарторийские и др. По иронии судьбы католиками стали дети и внуки опекуна Реформации в ВКЛ Николая Радивилла Черного, "столпа православия" Константина Острожского. Конечно, веру меняли не все поголовно. Малосклонная к римо-католицизму мелкая православная шляхта в большинстве своем в XVII в. приняла унию.Плоды контрреформации можно выразить языком статистики. Через 5 лет после прибытия в Вильню они обратили в католицизм около 6 тысяч человек. Один только Андрей Боболя во время миссионерской деятельности в Несвиже (1622-1624) склонил к переходу в каталицизм 10 протестантов, 34 православных, 20 "недоверков-безбожников". Работая в 1652-1653 г. в Пинске, он добился перехода в свою веру двух православных деревень Баландичи и Вздрожин (около 80 дворов), под его влиянием преимущественно католическим стало православное население местечка Янов. Он пал жертвой своей миссионерской деятельносии и был канонизирован папством. В 1660 г. в Речи Посполитой католики составляли 43%, униаты - 33% (это были, главным образом, белорусы и украинцы), православные - 10%, иудеи - 9%, протестанты и представители других религий - 5% от количества всех жителей государства.
В конце XVІІ в. контрреформация в ВКЛ победила. Но духовная жизнь Беларуси определялась ее идеями и после подавления Реформации - почти до середины XVІІІ в. На смену контрреформации пришла эпоха Просвещения.
Причины: Тяжёлые поборы и повинности, высокий налог на соль. Люди не могли засолить продукты.
Итоги: Толпа растерзала чиновников Л.С.Плещеева, Н.Чистого, Траханиотова. В 1649г. было принято Соборное уложение, которое ликвидировало "белые" слободы.
2.Медный бунт. 25 июля 1662г.
Произошёл в Москве.
Причины: Высокие налоги, введение медных монет, обесценивание денег, одна серебренная монета стоила как 4 медных, платили за работу крестьянам медными монетами, а дань брали серебренными.
Итоги:Изъятие из оборота медных денег.
3.Хлебный бунт. Проходил с 15(25) марта по 28 апреля(8 мая) 1650г. В Новгороде и Пскове одновременно.
Причины:
Известие об отправке хлеба в Швецию в счёт погашения долгов правительства, городам грозил голод, неурожайная погода.
Итоги:
Подавление восстания правительственными войсками.
4.Восстание Степана Разина (поход за зипунами): 1670-1671г. Дон.
Причины:
Усиление крепостного гнёта (Соборное уложение в 1649г.), осложнение отношений правительства с Донским казачеством.
Церковные реформы патриарха Никона, жестокость курса церковных преобразований, представление народа о старой вере, как истинно православной и единственной.
Итоги:
Дальнейшее противостояние в стране староверов и официальной церкви.
Объяснение:
Контрреформация - католическая реакция на протестантскую реформацию; всестороння деятельность католической церкви с середины XVI до конца XVII в., направленная на препятствование развитию Реформации, а впоследствии - на возвращение верующих, утраченных храмов и бенефициев.Контрреформации - определяющее событие для западнохристианского мира.
Контрреформация в Беларуси - часть европейского процесса. Но она имела здесь свои особенности.Реформация и контрреформация в Беларуси частично совпали в своем развитии, что привело к особенному конфессиональному напряжению в последние десятилетия XVІ в. В то же время историческое сосущестоввание двух, а затем трех христианских церквей в Великом княжестве Литовском (ВКЛ) выработало нормы толерантности, поэтому контрреформация не приобрела в ВКЛ таких жутких форм, как местами в Западной Европе, и религиозные гонения не были такими суровыми, как в Московском государстве, где господствовала идеология одной церкви. В отличие от западноевропейских стран, где в результате Реформации от католической церкви откололась ее часть и образовала национальные протестантские церкви, в Беларуси силам контрреформации удалось вернуть в католицизм охваченную протестантизмом знать и обратить в него знать православную, а народные массы - наблизить через церковную унию. Постепенно обновленный и усиленный иезуитами католицизм начал вытеснять кальвинизм, арианство и другие протестантские секты в Беларуси.
Условия для победы контрреформации создала Люблинская уния 1569 г. Новая политическая реальность - объединение с государством с господствующей католической религеяй, доминирующая роль Польши в Речи Посполитой - подтолкнула наиболее чувствительную к политической коньюнктуре кальвинистскую шляхту к переходу в католицизм. Ее гнал туда также страх перед нарастающей волной народных движений, радикализм Реформации. Большинство белорусских феодалов, как втянутых в вир реформационного движения, так и православных в конце XVІ - начале XVІІ в. консолидируются с польскими на основе католицизма.
М.Смотрицкий в произведении "Фринос" (1610 г.) перечисляет 47 известных магнатских православных фамилий, принявших тогда католицизм: Сапеги, Воловичи, Хрептовичи, Сангушки, Скумины, Чарторийские и др. По иронии судьбы католиками стали дети и внуки опекуна Реформации в ВКЛ Николая Радивилла Черного, "столпа православия" Константина Острожского. Конечно, веру меняли не все поголовно. Малосклонная к римо-католицизму мелкая православная шляхта в большинстве своем в XVII в. приняла унию.Плоды контрреформации можно выразить языком статистики. Через 5 лет после прибытия в Вильню они обратили в католицизм около 6 тысяч человек. Один только Андрей Боболя во время миссионерской деятельности в Несвиже (1622-1624) склонил к переходу в каталицизм 10 протестантов, 34 православных, 20 "недоверков-безбожников". Работая в 1652-1653 г. в Пинске, он добился перехода в свою веру двух православных деревень Баландичи и Вздрожин (около 80 дворов), под его влиянием преимущественно католическим стало православное население местечка Янов. Он пал жертвой своей миссионерской деятельносии и был канонизирован папством. В 1660 г. в Речи Посполитой католики составляли 43%, униаты - 33% (это были, главным образом, белорусы и украинцы), православные - 10%, иудеи - 9%, протестанты и представители других религий - 5% от количества всех жителей государства.
В конце XVІІ в. контрреформация в ВКЛ победила. Но духовная жизнь Беларуси определялась ее идеями и после подавления Реформации - почти до середины XVІІІ в. На смену контрреформации пришла эпоха Просвещения.
1.Соляной бунт 1-10 июня 1648г.
Произошёл в Москве.
Причины: Тяжёлые поборы и повинности, высокий налог на соль. Люди не могли засолить продукты.
Итоги: Толпа растерзала чиновников Л.С.Плещеева, Н.Чистого, Траханиотова. В 1649г. было принято Соборное уложение, которое ликвидировало "белые" слободы.
2.Медный бунт. 25 июля 1662г.
Произошёл в Москве.
Причины: Высокие налоги, введение медных монет, обесценивание денег, одна серебренная монета стоила как 4 медных, платили за работу крестьянам медными монетами, а дань брали серебренными.
Итоги:Изъятие из оборота медных денег.
3.Хлебный бунт. Проходил с 15(25) марта по 28 апреля(8 мая) 1650г. В Новгороде и Пскове одновременно.
Причины:
Известие об отправке хлеба в Швецию в счёт погашения долгов правительства, городам грозил голод, неурожайная погода.
Итоги:
Подавление восстания правительственными войсками.
4.Восстание Степана Разина (поход за зипунами): 1670-1671г. Дон.
Причины:
Усиление крепостного гнёта (Соборное уложение в 1649г.), осложнение отношений правительства с Донским казачеством.
Итоги:
Подавление восстания, Казань С.Разина.
5.Восстание Степана Разина(Крестьянская война) 1670-1671г.
Дон, Поволжье.
Причины:
Попытки Москвы урезать автономию Дона. Расслоение казачества, ужесточение крепостного права.
Итоги:
Восстание подавлено, Разин казнён.
6.Восстание Василия Уса 1666г.
Дон.
Причины:
Правительство отказалось принять казаков на службу.
Итоги:
Восставшие рассеяны Стрельца.
7.Соловецкое восстание(Соловецкое "сидение") 1668-1676г.
Соловецкий монастырь.
Причины:
Церковные реформы патриарха Никона, жестокость курса церковных преобразований, представление народа о старой вере, как истинно православной и единственной.
Итоги:
Дальнейшее противостояние в стране староверов и официальной церкви.