Культура
Материальная Духовная-
культура труда и быта: посуда, это обычаи, традиции, музыка, религия,
одежда устное народное творчество: легенды, эпосы,
сказки, мифы; письменная литература.
Период XV -XVII вв. занимает особое место в истории культуры казахского народа. Развитие духовной культуры казахов было частью общего исторического процесса.
Жырау.
XV- XVII вв. - время расцвета казахской литературы, эпоха жырау.
Жырау были поэтами-импровизаторами, авторами песен-толгау - размышлений и наставлений в стихах. Нередко жырау были видными политическими деятелями, советниками ханов, главами родов, военачальниками
Ж Ы Р А У
XVв. XV-XVIвв.
XVIIв.
Подпишите названия казахских национальных музыкальных инструментов.
Установите соответствие, поставив нужную цифру.
лирический
эпос
героический
1.«Алпамыс» 2. «Тахир и Зухра»
3. «Айман-Шолпан» 4. «Жусуп и Злиха»
5. «Камбар-батыр» 6. «Ер-Таргын»
Лирические песни о любви
7. «Козы Корпеш и Баян Сулу»
8.«Кыз-Жибек»
9. «Кобланды-батыр». 10. «Лейли и Меджнун»
Поработайте с историческим словарем.
Айтысы -
Акыны -
Терме -
Жырши -
Оленши
Михаил Васильевич Ломоносов - уникальная фигура в истории нашей страны. Он многое сделал для России, проявив себя в самых разных областях. Михаил Васильевич является историком, поэтом, художником, одним из основоположников такой области знания, как физическая химия. Михаил Васильевич считал химию основной своей профессией. Главная заслуга Ломоносова в том, что он разработал фундаментальные положения современного атомно-молекулярного учения. В 1748 году ученый впервые сформулировал закон сохранения массы веществ, наблюдаемый в химических реакциях. В 1751 году Михаил Васильевич создал "Слово о пользе химии". В нем он требовал применения достижений таких наук, как физика и математика, для исследования различных химических явлений.Заслуги Ломоносова в физике также велики, однако главное достижение его в этой области - атомно-корпускулярная теория, описывающая строение материи и вещества. Ученый объяснил, по каким причинам вещества принимают агрегатные состояния, а также создал теорию теплоты.
Король Альфред использовал пять лет перемирия для создания собственного флота. Хотя англосаксы прибыли вБританию на кораблях, к IX веку ни у одного из англосаксонских королевств не было столь значительного флота. Датчанеже активно использовали флот для неожиданных нападений с моря и уклонялись от сражений на открытой местности. Альфред втайне начал на реках строительство большого количества кораблей. К 875 году он уже располагал значительным флотом, который сумел нанести датчанам несколько поражений, хоть и не столь значительных, но важных для поднятия морального духа войска.
Англосаксонская хроника сообщает, что разбив флот короля данов Уббы, Альфред захватил чудотворное знамя, изготовленное некогда дочерьми короляРагнара Лодброка с изображением ворона бога Одина, созывающего воинов в победный поход. Альфред продолжил дело создания своего флота и добился в этом таких успехов, что берега его королевства перестали подвергаться набегам викингов и даже в правление его сына, Эдуарда Старшего, флот Уэссексагосподствовал в Ла-Манше.
Военная реформа
Альфреду Великому приписывают и военную реформу. Альфред разделил страну на военные округа, в которых каждые пять хозяйств (гайд) выставляли одного воина, снабжая его всем необходимым за свой счёт. Каждый город тоже давал определенное количество солдат. Служба в войске оставалась обязанностью каждого свободного человека, но теперь он мог часть времени проводить в своём хозяйстве. Кроме того, часть воинов теперь несла гарнизонную службу в городах и селениях, а другая часть находилась в действующей армии. Затем они менялись местами, так что воины не были надолго оторваны от своего дома.
Кроме того, каждый земледелец должен был принимать участие в содержании мостов и укреплений. Альфред первым отказался от народного ополчения (фирда) и стал формировать воинское сословие. Тэны, составившие англо-саксонскую знать, и воины королевской дружины были полностью освобождены от работ на земле. Дружинники становились средними и мелкими землевладельцами, на которых должны были работать крестьяне. В первые годы после реформы иногда ещё созывали крестьян в ополчение, затем это стало происходить всё реже и реже. Альфред приступил к восстановлению старых и строительству новых крепостей отразить нападение небольшого отряда противника, либо выдержать осаду до подхода основных сил королевства. К концу жизни короляхронисты насчитывали около тридцати восстановленных и построенных крепостей.