Внутренняя политика Александра 3 характеризуется контрреформами.
Внутренняя политика имеет одно направление - сохранение и усиление самодержавия, поэтому все идеи о конституционности были отменены.
Это направление подтверждается законом «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия», который был принят в 1881 году.
Но если выделять несколько направлений, то сохранение самодержавия распространилось на земства, университеты, и на экономику и суды, и крестьянство.
Что касается университетов, то их автономия была резко сокращена, ректоры назначались, низшие сословия не могли поступить в университет из-за сложностей, вводилась цензура и этнический ценз на обучение.
Манифест о независимости самодержавия 1881 года урезает деятельность земств и практически отменяет их. Губернаторы жестко контролируются центральной властью.
Экономическое направление характеризовалось развитием урбанизации (ростом городов), увеличением железных дорог, переселением крестьян в Сибирь для освоения земель.
Суды теперь стали зависимой ветвью власти, мировые суды были отменены, а компетенция суда присяжных была урезана до предела.
Крестьянское направление внутренней политики Александра 3 характеризуется облегчением экономической жизни крестьянства, отменой подушной подати, снижение выкупных платежей при обязательном выкупе, создание специализированного банка.
Просвещённый абсолютизм — политика, проводимая во второй половине XVIII века рядом монархических стран Европы и направленная на устранение остатков средневекового строя в пользу капиталистических отношений. Хронологические границы просвещённого абсолютизма заключают в себе период с 1740 г. по 1789 г. , то есть от вступления на престол самого яркого представителя века, прусского короля Фридриха II, до французской революции. Воспитанные на идеях философии XVIII века, абсолютные монархи стремились к «общему благу» , которое достигается в государстве. Основы просвещённого абсолютизма
Теория «просвещённого абсолютизма» , родоначальником которой считается Томас Гоббс, вполне проникнута рационалистической философией века «просвещения» . Сущность её заключается в идее светского государства, в стремлении абсолютизма поставить выше всего центральную власть. До XVIII века государственная идея, выразителем которой был абсолютизм, понималась узкопрактически: понятие о государстве сводилось к совокупности прав государственной власти. Крепко держась за выработанные традицией взгляды, просвещённый абсолютизм внёс вместе с тем и новое понимание государства, которое уже налагает на государственную власть, пользующуюся правами, и обязанности. Следствием такого взгляда, сложившегося под влиянием теории договорного происхождения государства, явилось то теоретическое ограничение абсолютной власти, которое вызвало в европейских странах целый ряд реформ, где рядом со стремлением к «государственной пользе» выдвигались заботы об общем благосостоянии. «Просветительная» литература XVIII века, ставившая себе задачей полную критику старых порядков, нашла себе горячую поддержку в абсолютизме: стремления философов и политиков сходятся в том, что реформа должна совершиться государством и в интересах государства. Поэтому характерная черта просвещённого абсолютизма — союз монархов и философов, которые желали подчинить государство чистому разуму. Крестьяне получили облегчение тяжелого положения.
Внутренняя политика Александра 3 характеризуется контрреформами.
Внутренняя политика имеет одно направление - сохранение и усиление самодержавия, поэтому все идеи о конституционности были отменены.
Это направление подтверждается законом «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия», который был принят в 1881 году.
Но если выделять несколько направлений, то сохранение самодержавия распространилось на земства, университеты, и на экономику и суды, и крестьянство.
Что касается университетов, то их автономия была резко сокращена, ректоры назначались, низшие сословия не могли поступить в университет из-за сложностей, вводилась цензура и этнический ценз на обучение.
Манифест о независимости самодержавия 1881 года урезает деятельность земств и практически отменяет их. Губернаторы жестко контролируются центральной властью.
Экономическое направление характеризовалось развитием урбанизации (ростом городов), увеличением железных дорог, переселением крестьян в Сибирь для освоения земель.
Суды теперь стали зависимой ветвью власти, мировые суды были отменены, а компетенция суда присяжных была урезана до предела.
Крестьянское направление внутренней политики Александра 3 характеризуется облегчением экономической жизни крестьянства, отменой подушной подати, снижение выкупных платежей при обязательном выкупе, создание специализированного банка.
Хронологические границы просвещённого абсолютизма заключают в себе период с 1740 г. по 1789 г. , то есть от вступления на престол самого яркого представителя века, прусского короля Фридриха II, до французской революции. Воспитанные на идеях философии XVIII века, абсолютные монархи стремились к «общему благу» , которое достигается в государстве.
Основы просвещённого абсолютизма
Теория «просвещённого абсолютизма» , родоначальником которой считается Томас Гоббс, вполне проникнута рационалистической философией века «просвещения» . Сущность её заключается в идее светского государства, в стремлении абсолютизма поставить выше всего центральную власть. До XVIII века государственная идея, выразителем которой был абсолютизм, понималась узкопрактически: понятие о государстве сводилось к совокупности прав государственной власти. Крепко держась за выработанные традицией взгляды, просвещённый абсолютизм внёс вместе с тем и новое понимание государства, которое уже налагает на государственную власть, пользующуюся правами, и обязанности. Следствием такого взгляда, сложившегося под влиянием теории договорного происхождения государства, явилось то теоретическое ограничение абсолютной власти, которое вызвало в европейских странах целый ряд реформ, где рядом со стремлением к «государственной пользе» выдвигались заботы об общем благосостоянии. «Просветительная» литература XVIII века, ставившая себе задачей полную критику старых порядков, нашла себе горячую поддержку в абсолютизме: стремления философов и политиков сходятся в том, что реформа должна совершиться государством и в интересах государства. Поэтому характерная черта просвещённого абсолютизма — союз монархов и философов, которые желали подчинить государство чистому разуму. Крестьяне получили облегчение тяжелого положения.