НАДА скласти табличку "Розвиток культури українсьих земель 14-15 ст." та надіслати її мені. Вивчити дати селянських повстань під проводом А.Борули, Мухи та опришківського руху. Підготуватися до контрольної роботи по темі "Руські удільні князівства у складі сусідніх держав"
2)В период наибольшего развития доходила на север до белого моря, а на востоке распространялась за уральские горы. Охватывала почти весь современный северо запад росси. В начале XII века в Новгороде сложилась республиканская форма правления. Этим политический строй новгородской земли отличался от остальных русских земель-княжеств.
Верховной властью в Новгороде обладало вече. Народное собрание решало вопрос войны и мира, избирало высших должностных лиц, приглашало князя.
Высшим
3)Ограничение прав князя в Новгороде после 1136 г выражалось в следующем: 1) Князь не имел права вмешиваться во внутреннее управление Новгорода. Этим ведали вече, посадник и Совет Господ. 2) Князь не имел права проживать в пределах городской черты Новгорода. 3) Князь не мог передавать княжение в Новгороде по наследству. 4) Князь обязан был подчиняться новгородским законам. 5) Судебные права князя были ограничены, он не выносил приговор, а следил за его исполнением. 6) Князь не мог приобретать земельные владения, а также раздавать своим дружинникам вотчины в Новгородской земле. 7) Доходы князя строго оговаривались договором, даже места княжеской охоты строго оговаривались в договоре князя с городом. Князь в Новгороде был не верховным правителей, а был что-то вроде министра обороны и по совместительству МВД.
4)В Новгородской республике государственная машина срослась с церковной организацией. Во главе новгородской церкви стоял архиепископ (до 1165 года — епископ). Уже сан новгородских архиереев говорил об их высоком положении: другие русские епархии управлялись епископами, Владыка возглавлял не только церковь, но являлся и главой новгородского государства. Поскольку республиканские должностные лица были выборными, выборным
«л и пост архиепископа. Если во времена Киевской Руси архиереев в Новгород присылал митрополит, то уже в 1156 году новгородцы избрали своим духовным пастырем Аркадия. С тех пор вплоть до ликвидации Новгородской республики после смерти или отречения от кафедры очередного архиепископа на вече происходили выборы владык. Этим Новгород отличался от всех других епархий русской православной церкви, куда архиереи назначались митрополитом.
5)АРХИТЕКТУРА
Если Вы имеете ввиду республиканский период (1136-1478 гг.) , то к особенностям можно отнести то, что заказчиками строительства храмов являлись не князья, а бояре, купцы, ремесленники. Отсюда выработался некоторый практицизм: храмы небольшие, одноглавые, одноапсидные. И они являлись не только культовыми постройками, но и хранилищами (в первую очередь от пожаров) различных ценностей (ведь, гражданская архитектура этого периода была деревянной) .
Другая особенность - местный строительный материал. Храмы этого периода возводились в смешанной технике кладки (сочетание кирпича и природного материала - известняка) . Новгородский известняк - рыхлый, неподдающийся резьбе, поэтому в качестве декора использовался орнамент и изображения крестов, выполненные из кирпича.
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
Город был крупнейшим торговым центром, контактировавшим не только с другими русскими городами, но и многими странами Европы, а также странами Востока. Это явилось причиной того, что в Новгороде процветали различные ремесла, а значит, было немало первоклассных мастеров.
Глобальное значение на развитие новгородской культуры оказало то, что город не был завоеван татаро-монголами, не подвергся опустошительному разорению, как другие русские города. Разумеется, иго повлияло на развитие экономики и культуры Новгорода. Здесь, например, на протяжении 60-ти лет не велось каменное строительство. И именно с Новгорода началось постепенное возрождение русской культуры (с конца XIII в.) . Город сохранил и свою книжную культуру, здесь не прекращалось вестись летописание.
Триумфальные шествия у разных народов. У египтян, ассирийцев и других народов было принято устраивать шествия в честь военных побед. В Риме в эпоху республики одной из высших почестей, которые сенат мог оказать победоносному полководцу, было разрешение провести пышный парад. Внимание уделялось каждой детали, чтобы шествие как можно более торжественно и помпезно.