Социальная структура рассматриваемых государств характерна для эпохи феодализма. По мере нормализации хозяйственной жизни укреплялись формы феодального землевладения на юге, продолжался процесс укрепления феодальных отношений в феодальной зоне.
Формально вся земля принадлежала хану. Фактическими владельцами земли, пастбищных территорий, зимовок были представители знати. В оседлых районах сохранились старые формы земельных икта, вакуф, мильк, появилась новая форма - сойургал. Земли, первоначально выделенные чингизидам в ходе военных действий, назывались инжу.
С XIV века земельное в Ак-Орде, ханстве Абулхаира стало называться сойургалами.
Широко практиковалась система тарханных Налоги и повинности в рассматриваемых государствах схожи. Основными видами налогов были: тагар – натуральный сбор продуктов для войска, калан – поземельная подать в оседлой зоне, купчур – подушная подать на содержание войск, почты, чиновников, зякет – налог со скота в пользу феодала в кочевой зоне, харадж и бадж – повинности оседлого населения по рытью каналов, ремонту дорог и т.д. Для мужчин главной повинностью была служба в войске своего сюзерена. Многие налоги носили скрытый характер, например, согум и сыбага.
Денежное обращение активизировалось с ростом городов, активизацией всех видов хозяйства, торговли. Наиболее распространенные денежные знаки – золотые динары, чеканившиеся со второй половины XIII века. Содержание золота в них в среднем 50-60 %.
Хозяйство, как и прежде, представлено сочетанием кочевого скотоводства в степной зоне и оседлого земледелия на юге и юго-востоке Казахстана.
Земледелие было развито вдоль крупных рек, у озер.
Города и поселения по сравнению с тюркской эпохой изменились. Прежде всего, уменьшилась территория городов, не все торговые центры были восстановлены. Тараз занимал в этот период две трети домонгольской территории, это коснулось и других городов. С XIV века начали восстанавливаться фортификационные сооружения. В XIV веке наиболее крупными и значимыми городами были Сыгнак, Сайрам, Сузак, Баба-Ата. Города на западе Казахстана были меньше по площади, среди них выделялся Сарайчик, продолжали существовать небольшие города в центральном Казахстане.
Наиболее распространенным языком в XIV-XV веках был тюркский, а именно кипчакский его вариант. Шла смена восточнотюркских языков на западнотюркские. Обособились тюркские литературные языки трех групп: карлуко-уйгурской, уйгуро-огузской и кипчако-огузской (к ней относится современный казахский язык). Наравне с тюркским, в письменной литературе функционировали персидский, арабский языки. Уже к XV веку сложились основы казахского, татарского, крымско-татарского, азербайджанского, узбекского, туркменского литературных языков.
Наиболее интересные письменные памятники XIII-XV веков, созданные на кипчакском языке – «Тюркско-арабский словарь» 1245 года, «Кодекс куманикус» 14 века, отрывки русско-половецких словарей XIII-XIV веков. В начале 13 века было написано сочинение о грамматике тюркского языка, автором его был Мухаммад ибн Кайс, в XIV веке увидели свет поэмы «Махаббат-намэ» Хорезми и «Хусрау ва Ширин» Кутбы.
Формально вся земля принадлежала хану. Фактическими владельцами земли, пастбищных территорий, зимовок были представители знати. В оседлых районах сохранились старые формы земельных икта, вакуф, мильк, появилась новая форма - сойургал. Земли, первоначально выделенные чингизидам в ходе военных действий, назывались инжу.
С XIV века земельное в Ак-Орде, ханстве Абулхаира стало называться сойургалами.
Широко практиковалась система тарханных Налоги и повинности в рассматриваемых государствах схожи. Основными видами налогов были: тагар – натуральный сбор продуктов для войска, калан – поземельная подать в оседлой зоне, купчур – подушная подать на содержание войск, почты, чиновников, зякет – налог со скота в пользу феодала в кочевой зоне, харадж и бадж – повинности оседлого населения по рытью каналов, ремонту дорог и т.д. Для мужчин главной повинностью была служба в войске своего сюзерена. Многие налоги носили скрытый характер, например, согум и сыбага.
Денежное обращение активизировалось с ростом городов, активизацией всех видов хозяйства, торговли. Наиболее распространенные денежные знаки – золотые динары, чеканившиеся со второй половины XIII века. Содержание золота в них в среднем 50-60 %.
Хозяйство, как и прежде, представлено сочетанием кочевого скотоводства в степной зоне и оседлого земледелия на юге и юго-востоке Казахстана.
Земледелие было развито вдоль крупных рек, у озер.
Города и поселения по сравнению с тюркской эпохой изменились. Прежде всего, уменьшилась территория городов, не все торговые центры были восстановлены. Тараз занимал в этот период две трети домонгольской территории, это коснулось и других городов. С XIV века начали восстанавливаться фортификационные сооружения. В XIV веке наиболее крупными и значимыми городами были Сыгнак, Сайрам, Сузак, Баба-Ата. Города на западе Казахстана были меньше по площади, среди них выделялся Сарайчик, продолжали существовать небольшие города в центральном Казахстане.
Наиболее распространенным языком в XIV-XV веках был тюркский, а именно кипчакский его вариант. Шла смена восточнотюркских языков на западнотюркские. Обособились тюркские литературные языки трех групп: карлуко-уйгурской, уйгуро-огузской и кипчако-огузской (к ней относится современный казахский язык). Наравне с тюркским, в письменной литературе функционировали персидский, арабский языки. Уже к XV веку сложились основы казахского, татарского, крымско-татарского, азербайджанского, узбекского, туркменского литературных языков.
Наиболее интересные письменные памятники XIII-XV веков, созданные на кипчакском языке – «Тюркско-арабский словарь» 1245 года, «Кодекс куманикус» 14 века, отрывки русско-половецких словарей XIII-XIV веков. В начале 13 века было написано сочинение о грамматике тюркского языка, автором его был Мухаммад ибн Кайс, в XIV веке увидели свет поэмы «Махаббат-намэ» Хорезми и «Хусрау ва Ширин» Кутбы.