сегодня мы с вами продолжаем изучение удивительного мира древней .
? с каким государством мы с вами знакомились на прошлых уроках? (древний египет).
мы познакомились с древним египтом и узнали, какая природа и климат там существовали, кто населял эту страну и чем занимались эти люди. так же познакомились со структурой государственного устройства. мы узнали, что египет был одной из самых ранних цивилизаций древнего востока?
1. что мы понимаем под словом цивилизация?
цивилизация – это стадия всемирного процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности.
2. чем цивилизация отличается от первобытного общества?
наличие письменности, городов, государств.
но, недалеко от египта, на территории западной азии раскинулось еще одна страна, древнее двуречье.
работа с картой:
показать на карте расположение государства и описать природные условия.
двуречье – это территория, расположенная между реками тигром и евфратом, сейчас эта территория принадлежит ираку. это обширная, плоская равнина. разливы тигра и евфрата не такие бурные как разливы нила, короткие и неожиданные, поэтому люди здесь жили в страхе перед наводнением. наносная почва двуречья отличалась высоким плодородием, но при отсутствии постоянного орошения солнце быстро превращало его в беспощадную пустыню буквально в нескольких шагах от берега реки.
уже известный вам геродот оставил подробное описание природных условий древнего междуречья и занятий его жителей.
работа с документом:
вопросы к документу:
1. какая земля существовала в древнем двуречье? (плодородная)
2. какие культуры выращивали жители этой страны?
по описанию геродота двуречье имело плодородную землю и, поэтому здесь было развито земледелие. выращивали в основном пшеницу, ячмень, просо и сезам.
древние племена междуречья со временем объединились для совместного проживания в укрепленные поселения. постепенно, эти поселения превращались в города – центры небольших государств. так более 5 тыс. лет назад в нижнем течении рек тигра и евфрата древний народ «шумеры» образовал первое государство в древнем двуречье. в переводе с древнего языка «шумеры» означают «черноголовые». с этим народом связана одна из загадок древнего мира. неизвестно, откуда они пришли на эти земли. их язык не был похож ни на какой другой. на сохранившихся изображениях этих людей можно заметить, что у них были неправдоподобно правильные овальные черты лица с большими глазами. эти странные люди основали в двуречье крупные центры, города-государства. самыми древнейшими были ур и урук.
предположите, что могли представлять собой эти города-государства?
iii физкультминутка
давайте, попробуем “оживить” хвалебную песню древне шумерской богини плодородия иштар, заменяя некоторые слова движениями.
когда ты встаешь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует.
от лучей твоих оживают цветы и растения на полях.
птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу.
сияние твое проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы.
люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу. встали, руки вверх, потянулись.
кистями рук делаем “фонарики”
руки в стороны, изображаем взмахи крыльев.
вытянуть руки перед собой, кистями изображаем плеск рыб.
руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место.
мы с вами продолжаем наше путешествие по древнему двуречье. давайте с вами перенесемся в древний вавилонский город. одним из важного города был храм.
1. что такое храм? (жилище богов)
2. где мы с вами уже встречались с похожими сооружениями? (в египте)
3. что можно сказать о верованиях древнего двуречья? (они были язычниками).
работа по учебнику: стр.64-65, прочитать §13 п.3.
ответить на вопрос: какие боги были в древнем двуречье?
у жителей древнего двуречья было много богов, но особо почитаемыми были боги и богини связанные с явлениями природы:
шамаш – бог солнца
син – бог луны
эа – богиня воды
иштар – богиня плодородия
1. почему основные почитаемые боги двуречья так или иначе были связаны с явлениями природы? (шумеры не могли объяснить многих явлений природы, а от ни зависела во многом их жизнь).
2. вспомните, кому было позволено находиться в храме, жилище богов? (жрецам).
3. подумайте, какую роль играли жрецы в двуречье?
в древнем двуречье тоже существовало особое письмо, которое называлось – клинопись (запись термина в тетрадь)
работа с текстом учебника: стр.65-66;
1. на чем писали в древнем двуречье? (писали на глиняных дощечках)
2. на что похожа клинопись древнего двуречья? (письменность была похожа на рисунки)
3. сколько знаков было в клинописи древнего двуречья? (в клинописи было несколько сот знаков)
4. где учились клинописи древние шумеры? (в древнем двуречье обучались в школах).
сегодня мы с вами продолжаем изучение удивительного мира древней .
? с каким государством мы с вами знакомились на прошлых уроках? (древний египет).
мы познакомились с древним египтом и узнали, какая природа и климат там существовали, кто населял эту страну и чем занимались эти люди. так же познакомились со структурой государственного устройства. мы узнали, что египет был одной из самых ранних цивилизаций древнего востока?
1. что мы понимаем под словом цивилизация?
цивилизация – это стадия всемирного процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности.
2. чем цивилизация отличается от первобытного общества?
наличие письменности, городов, государств.
но, недалеко от египта, на территории западной азии раскинулось еще одна страна, древнее двуречье.
работа с картой:
показать на карте расположение государства и описать природные условия.
двуречье – это территория, расположенная между реками тигром и евфратом, сейчас эта территория принадлежит ираку. это обширная, плоская равнина. разливы тигра и евфрата не такие бурные как разливы нила, короткие и неожиданные, поэтому люди здесь жили в страхе перед наводнением. наносная почва двуречья отличалась высоким плодородием, но при отсутствии постоянного орошения солнце быстро превращало его в беспощадную пустыню буквально в нескольких шагах от берега реки.
уже известный вам геродот оставил подробное описание природных условий древнего междуречья и занятий его жителей.
работа с документом:
вопросы к документу:
1. какая земля существовала в древнем двуречье? (плодородная)
2. какие культуры выращивали жители этой страны?
по описанию геродота двуречье имело плодородную землю и, поэтому здесь было развито земледелие. выращивали в основном пшеницу, ячмень, просо и сезам.
древние племена междуречья со временем объединились для совместного проживания в укрепленные поселения. постепенно, эти поселения превращались в города – центры небольших государств. так более 5 тыс. лет назад в нижнем течении рек тигра и евфрата древний народ «шумеры» образовал первое государство в древнем двуречье. в переводе с древнего языка «шумеры» означают «черноголовые». с этим народом связана одна из загадок древнего мира. неизвестно, откуда они пришли на эти земли. их язык не был похож ни на какой другой. на сохранившихся изображениях этих людей можно заметить, что у них были неправдоподобно правильные овальные черты лица с большими глазами. эти странные люди основали в двуречье крупные центры, города-государства. самыми древнейшими были ур и урук.
предположите, что могли представлять собой эти города-государства?
iii физкультминутка
давайте, попробуем “оживить” хвалебную песню древне шумерской богини плодородия иштар, заменяя некоторые слова движениями.
когда ты встаешь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует.
от лучей твоих оживают цветы и растения на полях.
птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу.
сияние твое проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы.
люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу. встали, руки вверх, потянулись.
кистями рук делаем “фонарики”
руки в стороны, изображаем взмахи крыльев.
вытянуть руки перед собой, кистями изображаем плеск рыб.
руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место.
мы с вами продолжаем наше путешествие по древнему двуречье. давайте с вами перенесемся в древний вавилонский город. одним из важного города был храм.
1. что такое храм? (жилище богов)
2. где мы с вами уже встречались с похожими сооружениями? (в египте)
3. что можно сказать о верованиях древнего двуречья? (они были язычниками).
работа по учебнику: стр.64-65, прочитать §13 п.3.
ответить на вопрос: какие боги были в древнем двуречье?
у жителей древнего двуречья было много богов, но особо почитаемыми были боги и богини связанные с явлениями природы:
шамаш – бог солнца
син – бог луны
эа – богиня воды
иштар – богиня плодородия
1. почему основные почитаемые боги двуречья так или иначе были связаны с явлениями природы? (шумеры не могли объяснить многих явлений природы, а от ни зависела во многом их жизнь).
2. вспомните, кому было позволено находиться в храме, жилище богов? (жрецам).
3. подумайте, какую роль играли жрецы в двуречье?
в древнем двуречье тоже существовало особое письмо, которое называлось – клинопись (запись термина в тетрадь)
работа с текстом учебника: стр.65-66;
1. на чем писали в древнем двуречье? (писали на глиняных дощечках)
2. на что похожа клинопись древнего двуречья? (письменность была похожа на рисунки)
3. сколько знаков было в клинописи древнего двуречья? (в клинописи было несколько сот знаков)
4. где учились клинописи древние шумеры? (в древнем двуречье обучались в школах).
iv закрепление