Написать смысыл каждого высказыания
С. М. Соловьёв рассматривал опричнину через свою идею постепенного перехода от родовых отношений к государственным. Борьба Ивана IV с боярством, которое являлось носителем родовых начал, имела, по мысли Соловьёва, положительное значение, поскольку она ускоряла победу начал государственных.
Н. И. Костомаров видел истинную причину конфликта царя с боярами в отрицательных особенностях характера Ивана IV.
С. Ф. Платонов главный смысл опричнины видел в борьбе государственной власти, опиравшейся на «служилый класс» (дворян-помещи- ков), против могущественной княжеско-боярской знати, потомков удельных князей. Важнейшим результатом опричнины, по мнению историка, был разгром родового боярско-княжеского землевладения, являвшегося основой политического могущества старой феодальной знати.
А. Зимин высказал мнение о том, что опричнина была нацелена не на бояр, как таковых, а на уничтожение последних «форпостов» раздробленности — Старицкого удельного княжества и новгородских «вольностей», а также независимости и экономического могущества Русской православной церкви.
Б. Кобрин рассматривал опричную политику как ускоренную централизацию государства, предпринятую без достаточных экономических и социальных предпосылок, а потому вылившуюся в массовый террор.
С. А. П. Павлов видит главную роль опричнины в том, что в середине XVI в. «центральная монархическая власть смогла значительно возвыситься над обществом, поставить его под свой жёсткий контроль... Опричнина окончательно повернула российскую государственность на самодержавный путь развития, обеспечив победу самодержавных начал над началами сословного представительства».
Д. Р. Г. Скрынников подчёркивал, что «опричнина явилась первым в русской истории воплощением самодержавия как системы неограниченного царского правления».
Е. И. Я. Фроянов считает опричнину формой защиты основ православной веры и зарождавшегося самодержавия от развязанной Западной Европой ещё во времена Ивана III идеологической войны против России.
Смысл высказывания: С. М. Соловьёв считал, что опричнина была шагом к преобладанию государственной власти над родовыми началами.
Обоснование: Соловьёв видел в опричнине положительное значение, так как она помогала ускорить победу государственных начал.
2. Н. И. Костомаров видел истинную причину конфликта царя с боярами в отрицательных особенностях характера Ивана IV.
Смысл высказывания: Н. И. Костомаров считал, что конфликт Ивана IV с боярами был вызван отрицательными чертами его характера.
Обоснование: Костомаров видел причину конфликта в личных особенностях Ивана IV, а не в борьбе между родовыми и государственными началами.
3. С. Ф. Платонов главный смысл опричнины видел в борьбе государственной власти, опиравшейся на «служилый класс» (дворян-помещи- ков), против могущественной княжеско-боярской знати.
Смысл высказывания: С. Ф. Платонов считал, что опричнина была направлена на борьбу государственной власти, представленной дворянами-помещиками, против сильной княжеско-боярской знати.
Обоснование: Платонов утверждал, что опричнина привела к разгрому родового боярско-княжеского землевладения, основы политического могущества старой феодальной знати.
4. А. Зимин высказал мнение о том, что опричнина была нацелена не на бояр, как таковых, а на уничтожение последних «форпостов» раздробленности — Старицкого удельного княжества и новгородских «вольностей», а также независимости и экономического могущества Русской православной церкви.
Смысл высказывания: А. Зимин полагает, что опричнина была направлена на уничтожение «форпостов» раздробленности, таких как Старицкое удельное княжество и новгородские «вольности», а также на ослабление независимости и экономического могущества Русской православной церкви.
Обоснование: Зимин указывает, что целью опричнины было уничтожение определенных территорий и ослабление влияния церкви.
5. Б. Кобрин рассматривал опричную политику как ускоренную централизацию государства, предпринятую без достаточных экономических и социальных предпосылок, а потому вылившуюся в массовый террор.
Смысл высказывания: Б. Кобрин считал, что опричная политика была формой ускоренной централизации государства, но она была осуществлена без необходимых экономических и социальных предпосылок, что привело к массовому террору.
Обоснование: Кобрин утверждал, что опричнина была проведена с целью укрепления центральной власти, но недостаток экономической и социальной базы привел к террористическим методам.
6. С. А. П. Павлов видит главную роль опричнины в том, что в середине XVI в. «центральная монархическая власть смогла значительно возвыситься над обществом, поставить его под свой жёсткий контроль... Опричнина окончательно повернула российскую государственность на самодержавный путь развития, обеспечив победу самодержавных начал над началами сословного представительства».
Смысл высказывания: С. А. П. Павлов считает, что опричнина сыграла главную роль в установлении авторитарной монархической власти в России и победе самодержавных начал над сословным представительством.
Обоснование: Павлов подчеркивает, что опричнина значительно укрепила центральную власть и установила самодержавие над сословными структурами.
7. Д. Р. Г. Скрынников подчёркивал, что «опричнина явилась первым в русской истории воплощением самодержавия как системы неограниченного царского правления».
Смысл высказывания: Д. Р. Г. Скрынников утверждает, что опричнина была первым примером в истории России, где проявилась система неограниченного царского правления - самодержавия.
Обоснование: Скрынников подчеркивает, что опричнина была формой системы самодержавия, где царь обладал неограниченной властью и контролем.
8. Е. И. Я. Фроянов считает опричнину формой защиты основ православной веры и зарождавшегося самодержавия от развязанной Западной Европой ещё во времена Ивана III идеологической войны против России.
Смысл высказывания: Е. И. Я. Фроянов считает, что опричнина была формой защиты основ православной веры и зарождающегося самодержавия от идеологической войны, развязанной Западной Европой еще во времена Ивана III.
Обоснование: Фроянов считает, что опричнина являлась необходимой мерой для защиты России от влияния Западной Европы и сохранения основ православной веры и самодержавия.