Первое сражение Гора с Сетом. Пришел Гор к Сету и вызвал его на поединок. Пишел гор к сету и вызвал его на поединок.Злобно усмехнулся Сет, принял вызов и решил хорошенько проучить отчаянного юношу. Долго и ожесточенно бились они. Изловчился Сет, вырвал у Гора глаз, рассек его на мелкие кусочки и разбросал по всей стране, а на выручку Гору вновь поспешил мудрый Тот. Собрал он эти кусочки, срастил их и вернул юному богу глаз целым, зрячим, да еще и волшебным: если дать его проглотить погибшему, тот может воскреснуть.
Не раздумывая, отдал Гор свой глаз отцу, богу Осирису, и воскресил его; но не стал Осирис возвращаться на землю. Он надеялся, что правда восторжествует и египетский престол вместо Сета займет Гор. Сам Осирис решил сделаться царем подземного царства и править мертвыми.
Осирис испытывает Гора. Перед тем, как покинуть Землю, Осирис спросил сына: «Готов ли ты снова сразиться с Сетом?» «Готов», — ответил Гор. Отец захотел убедиться в решимости сына. «ответь мне, — сказал он, — какой из поступков ты считаешь самым благородным?» «Самый благородный поступок совершает тот, кто невинно пострадавшим», — воскликнул Гор. Тогда Осирис задал следующий вопрос: «Какое животное больше всего воинам во время боя?» — «Конь», — ответил Гор. «Почему именно конь, а не лев?» — «Лев нужен тем, кто защищается, — сказал Гор, — а я не собираюсь защищаться от Сета, я буду нападать на него». Осирис остался доволен ответами, убедился, что его сын добр, справедлив и отважен.
Культ Осириса является одним из интереснейших египетских культов, по существу до сих пор еще полностью не вскрытым и не проанализированным. Сложность образа Осириса ощущалась самими египтянами, и не случайно в одном из гимнов сохранилась следующая замечательная характеристика этого образа: Сущность твоя, Осирис, темнее, Ты — луна, находящаяся на небе, Ты делаешься юным, когда ты желаешь, Ты делаешься молодым, когда ты хочешь, И ты Нил великий на берегах в начале нового года; Люди и боги живут влагой, которая изливается из тебя, И я нашел также, что твое величество — это царь преисподней.
Соединив в себе в различные времена, в силу различных причин, культы царя, умирающего и воскресающего бога производящих сил природы, Нила, быка, луны, загробного судьи на страшном судилище, миф об Осирисе впитал в себя отражение религиозных представлений целого ряда последовательных этапов развития египетского общества. Различные сказания, срастаясь с ним, продолжали жить,первоначально с ним не связанные,и его же следы мы находим в фольклоре, в ритуальных песнопениях, в литературе. Вспомним вкратце общее содержание мифа. Осирис, старший сын бога земли Геба и богини неба Нут, является по Гелиопольской легенде представителем четвертого поколения богов.
Первое сражение Гора с Сетом. Пришел Гор к Сету и вызвал его на поединок. Пишел гор к сету и вызвал его на поединок.Злобно усмехнулся Сет, принял вызов и решил хорошенько проучить отчаянного юношу. Долго и ожесточенно бились они. Изловчился Сет, вырвал у Гора глаз, рассек его на мелкие кусочки и разбросал по всей стране, а на выручку Гору вновь поспешил мудрый Тот. Собрал он эти кусочки, срастил их и вернул юному богу глаз целым, зрячим, да еще и волшебным: если дать его проглотить погибшему, тот может воскреснуть.
Не раздумывая, отдал Гор свой глаз отцу, богу Осирису, и воскресил его; но не стал Осирис возвращаться на землю. Он надеялся, что правда восторжествует и египетский престол вместо Сета займет Гор. Сам Осирис решил сделаться царем подземного царства и править мертвыми.
Осирис испытывает Гора. Перед тем, как покинуть Землю, Осирис спросил сына: «Готов ли ты снова сразиться с Сетом?» «Готов», — ответил Гор. Отец захотел убедиться в решимости сына. «ответь мне, — сказал он, — какой из поступков ты считаешь самым благородным?» «Самый благородный поступок совершает тот, кто невинно пострадавшим», — воскликнул Гор. Тогда Осирис задал следующий вопрос: «Какое животное больше всего воинам во время боя?» — «Конь», — ответил Гор. «Почему именно конь, а не лев?» — «Лев нужен тем, кто защищается, — сказал Гор, — а я не собираюсь защищаться от Сета, я буду нападать на него». Осирис остался доволен ответами, убедился, что его сын добр, справедлив и отважен.
Культ Осириса является одним из интереснейших египетских культов, по существу до сих пор еще полностью не вскрытым и не проанализированным. Сложность образа Осириса ощущалась самими египтянами, и не случайно в одном из гимнов сохранилась следующая замечательная характеристика этого образа: Сущность твоя, Осирис, темнее, Ты — луна, находящаяся на небе, Ты делаешься юным, когда ты желаешь, Ты делаешься молодым, когда ты хочешь, И ты Нил великий на берегах в начале нового года; Люди и боги живут влагой, которая изливается из тебя, И я нашел также, что твое величество — это царь преисподней.
Соединив в себе в различные времена, в силу различных причин, культы царя, умирающего и воскресающего бога производящих сил природы, Нила, быка, луны, загробного судьи на страшном судилище, миф об Осирисе впитал в себя отражение религиозных представлений целого ряда последовательных этапов развития египетского общества. Различные сказания, срастаясь с ним, продолжали жить,первоначально с ним не связанные,и его же следы мы находим в фольклоре, в ритуальных песнопениях, в литературе. Вспомним вкратце общее содержание мифа. Осирис, старший сын бога земли Геба и богини неба Нут, является по Гелиопольской легенде представителем четвертого поколения богов.