1. Что представляли собой поселения крестьян? Как выглядели жилища крестьян и бояр?
Кретьяне жили в деревнях. Деревни состояли из дворов, каждый двор – это изба, в которой жили, и целый ряд хозяйственных построек. Распологались дворы иногда в беспорядке, а иногда вытягивались вдоль дороги, когда деревня строилась возле неё.
Крестьяне жили в небольших избах, иногда уходящих немного в землю (полуземлянках). Их стены были сложены из брёвен (срубная конструкция), а крышы покрывались соломой. Топились избы печами-каменками без дымоходных труб, то есть эти печи наполняли избу дымом, который выходил через окна или отверстие в крыше. Двери и окна были небольшими, чтобы не выпускать много тепла. Закрывались окна деревянными заслонками или затягивались бычьим пузырём.
Хоромы бояр состояли из множества теремов, которые содиняли переходы и галереи, часто они были двухэтажными. Внутри было гораздо больше утвари, возможно, стены расписывались. Но складывались стены из таких же брёвен по принципу сруба.
2. Опишите одежду людей IX–XIII вв.
В основном одежда восточных славян состояла из рубахи (у женщин длинной, которая становилась платьем), портков (штанов) и лаптей, люди побогаче носили на ногах кожанные поршни или башмаки. В холодное время года всё это подолнялось шапками, рукавицами, кожухами, суконными свитками. Так одевались и крестьяне, и бояре, и князья, но у более богатых людей одежда делалась из более дорогих материалов и лучше украшалась.
3. Чем отличалась крестьянская еда от пищи богатых людей?
Крестьяне ели в основном хлеб, овощи, травы (включая крапиву), грибы, ягоды, дополняли всё это мёдом и рыбой.
Знать ела гораздо больше мяса, кроме того, получала некоторые заморские вина и другие продукты из-за границы.
4. Какими видами транспорта пользовались наши предки?
Единственным двигателем была лошадь. Лошадей запрягали в повозки летом и в сани зимой, порой ездили верхом.
Но дорог через леса и болота в то время было не много, потому основным транспортом оставались челны. На них плавали по многочисленным рекам и ручьям.
5. Перечислите вооружение и военные приемы восточнославянских воинов.
У всех воинов был щит – его делали из дерева, потому он был доступен. Другое оружие стоило дороже. Самые богатые дружинники носили шлемы, кольчуги, были вооружены мечами, реже – булавами. Воины победнее использовали топоры или даже копья – чем меньше металла, тем дешевле было оружие. По этой же причине ополченцы и не носили доспехов, старались достать рубаху потолще. Некоторые воины использовали луки, но для этого требовались особые навыки, которые были не у всех.
Порой войска княжеств лавиной обрушивались на врага, но широко использовали также засады, порой с завалами дорог, ловушками, обманные манёвры и др.
6. Как проводили свободное время наши предки в период Высокого средневековья?
В то время любили музыку (часто пение без музыкальных инструментов, хотя и их использовали широко), а также танцы (начиная с хороводов).
Богачам были также доступны настольные игры, включая привезённые из-за моря шахматы. Также любимым занятием знати была охота, но это не развлечение. Охота развивала силу и ловкость, то есть готовила к войне. Кроме того, она являлась для знати главным источником мяса.
7*. Составьте рассказ об одном дне из жизни князя, дружинника, боярина, купца, ремесленника или земледельца-общинника.
Обычный зимний день крестьянина начинался поздно – солнце всходило поздно, а жечь лучины было незачем. Семья вставал, не торопясь.
Взрослые кормили и доили скотину (ту, что оставили на зиму – большую часть забивали осенью). Но в целом работы было не много.
Хозяин дома и старшие сыновья чинили то, что сломалось летом, вырезали из дерева утварь, посуду и многое другое. Женщины готовили. У восточных славян гораздо больше интересных и сложных рецептов, чем в Западной Европе именно потому, что долгой зимой больше, фактически, нечего было делать.
Проходил день лениво, немного даже сонно. Зимой люди как бы отсыпались за лето, когда работать приходилось много и напряжённо.
В 882 году князь Олег создал объединенное Древнерусское государство. Свободолюбивое и воинственное племя вятичей долго и упорно отстаивало независимость от Киева. Во главе их стояли избранные народным собранием князья, которые проживали в столице вятического племени, городе Дедославле (ныне Дедилово). Опорными пунктами были города-крепости Мценск, Козельск, Ростиславль, Лобынск, Лопасня, Москальск, Серенок и другие, которые насчитывали от 1 до 3 тысяч жителей. Под командованием вятических князей находилось многочисленное войско, в первых рядах которого стояли признанные силачи и храбрецы, дерзко подставлявшие стрелам свои голые груди. Всю одежду их составляли холщовые штаны, туго перетянутые ремнями и заправленные в сапоги, а оружие - широкие топоры-секиры, такие тяжелые, что сражались ими двумя руками. Зато какими страшными были удары боевых секир: они рассекали даже крепкие доспехи и раскалывали шлемы, как глиняные горшки. Воины-копьеносцы с большими щитами составляли вторую линию бойцов, а за ними толпились лучники и метатели дротиков - молодые воины. В 907 году вятичи упомянаются летописцем как участники похода киевского князя Олега на Царьград - столицу Византии. В 964 году киевский князь Святослав вторгся в пределы самого восточного славянского народа. У него была хорошо вооруженная и дисциплинированная дружина, но он не хотел братоубийственной войны. Состоялись его переговоры со старейшинами вятичей. Летопись об этом событии сообщает кратко: "Пошел Святослав на Оку-реку и на Волгу и встретил вятичей и сказал им: "Кому дань даете?" Они же ответили: "Хазарам". Святослав снял с вятичей власть хазарского каганата, они стали платить дань ему. Однако скоро вятичи отложились от Киева. Дважды воевал с вятичами и киевский князь Владимир Святославич. В летописи сказано, что в 981 г. он их победил и возложил дань — от каждого плуга, как и отец его брал. Но в 982 г., как сообщает летопись, вятичи поднялись войною, и пошел на них Владимир и победил вторично. Крестив в 988 году Русь, Владимир направил в землю вятичей монаха Киево- Печерского монастыря, чтобы приобщить лесной народ к православию. Хмурые бородатые мужчины в лаптях и закутанные до самых бровей в платки женщины почтительно выслушивали заезжего миссионера, но потом дружно выражали недоумение: почему, зачем надо менять религию своих дедов и отцов на веру в Христа?.. Миссионер-монах так и сгинул в каком-то темном уголке бескрайних вятических лесов от рук фанатичных язычников. Примечательно, что в былинах об Илье Муромце его переезд из Мурома в Киев дорогою «прямоезжею» через вятическую территорию считается одним из его богатырских подвигов. Обычно предпочитали ее объезжать кружным путем. С гордостью, как об особом подвиге, говорит о своих походах в эту землю и Владимир Мономах в своем «Поучении», относящемся к концу XI в. Следует заметить, что он не упоминает ни о покорении им вятичей, ни об обложении данью. Видимо, они управлялись в те времена независимыми вождями или старейшинами. В «Поучении» Мономах сминает из них Ходоту и его сына. До последней четверти XI в. летописи не называют ни одного города в земле вятичей. Видимо, она была по существу неведомой для летописцев.
1. Что представляли собой поселения крестьян? Как выглядели жилища крестьян и бояр?
Кретьяне жили в деревнях. Деревни состояли из дворов, каждый двор – это изба, в которой жили, и целый ряд хозяйственных построек. Распологались дворы иногда в беспорядке, а иногда вытягивались вдоль дороги, когда деревня строилась возле неё.
Крестьяне жили в небольших избах, иногда уходящих немного в землю (полуземлянках). Их стены были сложены из брёвен (срубная конструкция), а крышы покрывались соломой. Топились избы печами-каменками без дымоходных труб, то есть эти печи наполняли избу дымом, который выходил через окна или отверстие в крыше. Двери и окна были небольшими, чтобы не выпускать много тепла. Закрывались окна деревянными заслонками или затягивались бычьим пузырём.
Хоромы бояр состояли из множества теремов, которые содиняли переходы и галереи, часто они были двухэтажными. Внутри было гораздо больше утвари, возможно, стены расписывались. Но складывались стены из таких же брёвен по принципу сруба.
2. Опишите одежду людей IX–XIII вв.
В основном одежда восточных славян состояла из рубахи (у женщин длинной, которая становилась платьем), портков (штанов) и лаптей, люди побогаче носили на ногах кожанные поршни или башмаки. В холодное время года всё это подолнялось шапками, рукавицами, кожухами, суконными свитками. Так одевались и крестьяне, и бояре, и князья, но у более богатых людей одежда делалась из более дорогих материалов и лучше украшалась.
3. Чем отличалась крестьянская еда от пищи богатых людей?
Крестьяне ели в основном хлеб, овощи, травы (включая крапиву), грибы, ягоды, дополняли всё это мёдом и рыбой.
Знать ела гораздо больше мяса, кроме того, получала некоторые заморские вина и другие продукты из-за границы.
4. Какими видами транспорта пользовались наши предки?
Единственным двигателем была лошадь. Лошадей запрягали в повозки летом и в сани зимой, порой ездили верхом.
Но дорог через леса и болота в то время было не много, потому основным транспортом оставались челны. На них плавали по многочисленным рекам и ручьям.
5. Перечислите вооружение и военные приемы восточнославянских воинов.
У всех воинов был щит – его делали из дерева, потому он был доступен. Другое оружие стоило дороже. Самые богатые дружинники носили шлемы, кольчуги, были вооружены мечами, реже – булавами. Воины победнее использовали топоры или даже копья – чем меньше металла, тем дешевле было оружие. По этой же причине ополченцы и не носили доспехов, старались достать рубаху потолще. Некоторые воины использовали луки, но для этого требовались особые навыки, которые были не у всех.
Порой войска княжеств лавиной обрушивались на врага, но широко использовали также засады, порой с завалами дорог, ловушками, обманные манёвры и др.
6. Как проводили свободное время наши предки в период Высокого средневековья?
В то время любили музыку (часто пение без музыкальных инструментов, хотя и их использовали широко), а также танцы (начиная с хороводов).
Богачам были также доступны настольные игры, включая привезённые из-за моря шахматы. Также любимым занятием знати была охота, но это не развлечение. Охота развивала силу и ловкость, то есть готовила к войне. Кроме того, она являлась для знати главным источником мяса.
7*. Составьте рассказ об одном дне из жизни князя, дружинника, боярина, купца, ремесленника или земледельца-общинника.
Обычный зимний день крестьянина начинался поздно – солнце всходило поздно, а жечь лучины было незачем. Семья вставал, не торопясь.
Взрослые кормили и доили скотину (ту, что оставили на зиму – большую часть забивали осенью). Но в целом работы было не много.
Хозяин дома и старшие сыновья чинили то, что сломалось летом, вырезали из дерева утварь, посуду и многое другое. Женщины готовили. У восточных славян гораздо больше интересных и сложных рецептов, чем в Западной Европе именно потому, что долгой зимой больше, фактически, нечего было делать.
Проходил день лениво, немного даже сонно. Зимой люди как бы отсыпались за лето, когда работать приходилось много и напряжённо.