На рубеже XII-XIII вв. в монгольском обществе шел процесс становления феодальных отношений. Оно разделилось на два класса: нойонов и угнетенных аратов. В начале XIII в. образовалось Монгольское феодальное государство, политически объединившее татаро-монгольские племена. Основателем этого государства был Темучин. Он родился в 1155 г. в семье богатого нойона, умер в 1227 г. В 1203 г. Темучин разгромил ханство племен кереитов. Часть кереитов ушла на запад в Восточный Казахстан. В ожесточенных стычках Темучин сломил сопротивление найманских племен. Часть найманов во главе с ханом Кучлуком ушла в Семиречье. В результате этих и других удачных набегов на соседние племена Темучин снискал себе славу отважного воина. Разгромив главных своих противников, Темучин завершил объединение под своей властью почти всех племен Монголии. Весной 1206 г. у истоков реки Онон состоялся курултай Монгольской знати-сторонников Темучина, на котором он торжественно был провозглашен повелителем монголов под именем Чингисхан. Вся территория и население делились на 3 военно - административных округа: правое крыло (барунгар), левое крыло (джунгар) и Центр (гол). Военно-административная система, созданная Чингисханом, сыграла важную роль и в завоевательных походах. Зимой 1207-1208 гг. старший сын Чингисхана Жошы подчинил енисейских кыргызов и прочие «лесные народы» юга Сибири. В 1207-1209 гг. войска Чингисхана, совершая опустошительные набеги, подчинили себе уйгуров, проживавших на территории современного Восточного Туркестана. В 1211 Чингисхан с большим войском совершил поход в Северный Китай, захватил Бейпин (Пекин) и другие города. В этих и в дальнейших походах Чингисхан всегда придерживался кровавой тактики истребления людей, уничтожения городов, поселений, земледельческих оазисов. Вслед за походом в Китай Чингис-хан долго и тщательно готовился к походу на территорию Казахстана и Средней Азии. От мусульманских купцов и перебежчиков, находившихся на службе у монголов, были получены сведения о военных силах государства Каракытаев, затем - хорезмшаха и на их основе был разработан продуманный план действий. В 1218 г. монгольские отряды вступили на территорию Семиречья в пределы владения найманского предводителя Кучлука, который, не дав монголам ни одного сражения, бежал. Местное население ненавидело Кучлука и его окружение за высокие налоги и за введение ограничений для лиц мусульманского вероисповедания (запрещено публичное богослужение для мусульман). Поэтому многие феодалы изъявили покорность Чингисхану и пошли к нему на службу вместе со своими войсками. Баласагун, еще ранее (1125 г.) разрушенный каракытаями, не смог оказать сопротивления и сдался без боя. С захватом Восточного Туркестана и Семиречья путь монголам в Южный Казахстан и Среднюю Азию был открыт. Поводом для вторжения явилась так называемая «Отрарская катастрофа». Чингисхан летом 1218 г. с целью, главным образом, военной разведки, отправляет в Среднюю Азию караван, состоящий из 500 верблюдов, в составе каравана с монголами-лазутчиками было 450 человек. По пути караван остановился в Отраре. Правитель Отрара Кайырхан Инальчик заподозрил купцов в шпионаже, после чего приказал убить их и разграбить караван. Это послужило поводом к войне Чингисхана против Хорезма, но истинной причиной конечно, была захватническая политика монголов. Осенью 1219 г. Чингисхан во главе огромной армии в 120-150 тыс. человек двинулся через Семиречье к Мавераннахру, направив первые удары против присырдарьинских городов. В Семиречье к Чингисхану присоединился со своими отрядами правитель города Бешбалыка и крупный феодал Сугнак - тегин из Алмалыка. В свите Чингисхана находился также эмир г. Койлыка. В сентябре 1219 г. Чингисхан подошел к Отрару и начал осаду. При подходе к Отрару предводитель монголов разделил свои силы. Несколько туменов во главе с Чагатаем и Угэдэем он оставил для осады Отрара; другую часть под командой Жошы отправил вниз по Сырдарье; третий отряд был назначен для покорения городов по верхнему течению Сырдарьи; сам Чингисхан и его младший сын Тулуй с главными силами пошли на Бухару. У хорезмшаха Мухаммада - правителя государства Хорезм, не было плана ведения войны, к тому же он оказался нерешительным, не доверял своим военачальникам, обрек свои войска на пассивную оборону. Война выявила внутреннюю слабость государства
Господская земля и крестьянские наделы в средние века действовало правило: «нет земли без сеньора» (в данном случае — господина). к ix—x векам большая часть земель в западной европе принадлежала феодалам. на землях бывшей свободной деревни возникло феодальное поместье — большое хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне.в центре поместья располагался господский двор, обнесенный оградой, а позднее — замок. здесь был дом феодала или его , амбары для хранения зерна и других продуктов, конюшня, хлев, птичник и псарня. нередко у феодала были свой сад и огород. пахотная земля делилась на две части: господские поля и крестьянские наделы. урожай с господских полей целиком поступал в амбары феодала. зависимые крестьяне вели хозяйство на выделенных им наделах. кроме пашни, крестьянская семья владела собственными орудиями труда, рабочим скотом, домом. работая в своем хозяйстве, крестьянин кормил себя и свою семью. на своих волах, своими орудиями труда он обрабатывал и поля господина и свой надел.феодал и зависимые крестьяне за пользование землей зависимые крестьяне должны были нести повинности, то есть выполнять принудительные обязанности.главными повинностями зависимых крестьян были барщина и оброк. барщиной называли все даровые работы крестьян в хозяйстве феодала: они обрабатывали господскую пашню, строили и чинили его дом, амбары и мосты, чистили пруды, ловили рыбу. крестьяне должны были отдавать феодалу оброк — долю продуктов своего хозяйства: зерно, скот, птицу, яйца, сало, мед, а также изготовленные ими полотно, пряжу, кожи.позже феодалы ввели новые поборы. крестьян вынуждали молоть зерно только на господской мельнице, выпекать хлеб в господской печи, давить виноград на прессах феодала — и за все это надо было отдавать часть продуктов.чтобы заставить крестьян, владевших собственным хозяйством, исправно нести повинности, феодалам нужна была власть над ними. они имели право судить людей, которые жили в их владениях. за не вовремя сданный оброк, за плохую работу на барщине крестьянина вызывали в суд феодала. судьи могли назначить штраф или другое наказание.более тяжелым было положение лично зависимых крестьян. чаще всего это были потомки прежних рабов. без разрешения господина такой крестьянин не мог покинуть деревню, продать или передать свой надел, уйти в монастырь. если он убегал, его насильно возвращали во владения феодала. лично зависимый нес повинности не только за пользование землей, но и за себя лично. господин мог потребовать от него дополнительную работу, когда пожелает. если дочь крестьянина выходила замуж за человека из другого владения, ее родители должны были уплатить феодалу выкуп. при получении наследства сын умершего крестьянина обязан был отдать господину лучшую голову скота.крестьянская община крестьяне объединялись в общины, которые теперь зависели от феодалов.община ведала прежде всего хозяйственными делами. чтобы у всех общинников были равные условия для ведения хозяйства, пашня делилась на участки с разным качеством почвы, и каждому общиннику на этих участках нарезались полосы земли. из этих полос и состоял надел крестьянина.после уборки урожая пашня превращалась в общее пастбище. поэтому крестьяне начинали и заканчивали полевые работы одновременно, а поле засевали одинаковыми зерновыми культурами. собираясь на сельский сход, крестьяне решали, где и что сеять, когда начинать жатву. каждый крестьянин мог пользоваться общими неподеленными лугами, пастбищами, лесами, водоемами.община должна была поддерживать мир и порядок на своей территории, разыскивать преступников. она нередко крестьянским вдовам и сиротам. община старалась сохранить крестьянские обычаи, проводила празднества и игры.всей общиной крестьяне нередко оказывали сопротивление господину, например, когда он хотел увеличить обычные размеры феодальных повинностей. иногда крестьяне отказывались работать на господ, поджигали их дома и амбары. в одиночку и целыми деревнями они убегали и селились на пустующих землях. своим упорным сопротивлением крестьянские общины добивались ограничения феодальных повинностей.