Казалось бы, ответ лежит на поверхности: четыре толстенных тома «Капитала» – это анатомия, это исчерпывающе точный научно-теоретический портрет исторически-конкретного типа экономической, – и всей прочей, – жизни общества (диалектического единства производительных сил и производственных отношений, материального базиса и духовной надстройки): капитализма. Научно-теоретический портрет (результат), полученный в процессе применения (и одновременного совершенствования ее самое) научно-безупречной философской методологии: материалистической диалектики.
Однако, едва ли стоит довольствоваться ответами, т.с. лежащими на поверхности. Особенно – в марксизме. Предельно насыщенном диалектикой и в силу этого – предельно парадоксальном феномене. Парадоксальном, разумеется, не в широко распространенном резонерски-очевидном, расхожем, рассудочном, негативном по преимуществу, смысле парадоксальности как чего-то отрицательного и посему: всенепременно предосудительного.
Парадоксальном в том смысле последней, – парадоксальности, – в каком ее понимал А.С. Пушкин: «И гений, парадоксов друг». Наше всё понимал, а наши все, – даже нотариально заверенные (о профессиональных и факультативных антимарксистах и речи нету) марксисты – резонерствуют. Впрочем, уже дорезонерствовались…
А ведь в бессмертной строчке великого поэта – ключ к пониманию феномена парадоксальности!
Парадокс – это симптом, это признак, это свидетельство наличия диалектики. Где-то рядом, близохонько. Той самой, которая – «в сущности все – относительно», той самой, которая отношение противоположностей одной сущности, сиречь: осуществляющееся диалектическое противоречие. Возникающее, развертывающиеся, разрешающееся. Разрешающееся в новое противоречие (меру), которое проходит все стадии собственного осуществления: тождество, различие, отношение противоположностей (собственно: зрелое противоречие). Или, по Гегелю: абсолютное тождество, разность, несущественное различие, различие, существенное различие, заостренное различие, противоречие…
Орда идёт на Москву, но князь Дмитрий говорит, что её ведёт темник Мамай, и он не настоящий хан - а значит, не так страшно с ним воевать. Да и мы не одни, многие города прислали войско, даже из Твери пришли воины. Мы готовимся встретить их войско, воевода разместил в леске засадный полк - то-то будет удивление для татар! Когда они приблизились, из их числа выехал некий Челубей, а из нашего войска - монах Пересвет, они сошлись в поединке, и после него началась сама битва. Воевода был не дурак - в нужный миг засадный полк вышел из лесочка и такой удар нанес татарам! Ордынцы побежали быстрее собственного визга, преследовать их князь Дмитрий не велел, ну а после мы узнали, что на юге, куда Мамай побежал, его встретил законный ордынский хан Тохтамыш, и добил вконец. Так и не стало Мамая. А Тохтамыш потом на Москву пришёл, но это другая битва была.
Однако, едва ли стоит довольствоваться ответами, т.с. лежащими на поверхности. Особенно – в марксизме. Предельно насыщенном диалектикой и в силу этого – предельно парадоксальном феномене. Парадоксальном, разумеется, не в широко распространенном резонерски-очевидном, расхожем, рассудочном, негативном по преимуществу, смысле парадоксальности как чего-то отрицательного и посему: всенепременно предосудительного.
Парадоксальном в том смысле последней, – парадоксальности, – в каком ее понимал А.С. Пушкин: «И гений, парадоксов друг». Наше всё понимал, а наши все, – даже нотариально заверенные (о профессиональных и факультативных антимарксистах и речи нету) марксисты – резонерствуют. Впрочем, уже дорезонерствовались…
А ведь в бессмертной строчке великого поэта – ключ к пониманию феномена парадоксальности!
Парадокс – это симптом, это признак, это свидетельство наличия диалектики. Где-то рядом, близохонько. Той самой, которая – «в сущности все – относительно», той самой, которая отношение противоположностей одной сущности, сиречь: осуществляющееся диалектическое противоречие. Возникающее, развертывающиеся, разрешающееся. Разрешающееся в новое противоречие (меру), которое проходит все стадии собственного осуществления: тождество, различие, отношение противоположностей (собственно: зрелое противоречие). Или, по Гегелю: абсолютное тождество, разность, несущественное различие, различие, существенное различие, заостренное различие, противоречие…
Орда идёт на Москву, но князь Дмитрий говорит, что её ведёт темник Мамай, и он не настоящий хан - а значит, не так страшно с ним воевать. Да и мы не одни, многие города прислали войско, даже из Твери пришли воины. Мы готовимся встретить их войско, воевода разместил в леске засадный полк - то-то будет удивление для татар! Когда они приблизились, из их числа выехал некий Челубей, а из нашего войска - монах Пересвет, они сошлись в поединке, и после него началась сама битва. Воевода был не дурак - в нужный миг засадный полк вышел из лесочка и такой удар нанес татарам! Ордынцы побежали быстрее собственного визга, преследовать их князь Дмитрий не велел, ну а после мы узнали, что на юге, куда Мамай побежал, его встретил законный ордынский хан Тохтамыш, и добил вконец. Так и не стало Мамая. А Тохтамыш потом на Москву пришёл, но это другая битва была.