Франция в конце XIX — начале XX вв. оставалась страной, где сельское хозяйство первенствовало перед промышленностью, а ремесло и мелкие предприятия первенствовали перед крупной фабрикой. Банковский капитал, проценты на банковские вклады, мелкая собственность — движимая и недвижимая — характерные черты французской экономики. В 1869 г. население Франции было равно 38,4 млн. человек, в 1903 г. — 39,1 млн., в 1906 — 39,25 млн. чел. Из этого числа в первые годы XX в. самостоятельных работников (зарабатывающих самостоятельно) было 15, 8 млн. чел. В свою очередь из этих 15,8 млн. чел. промышленных рабочих было 6,8 млн. В начале XX в. в экономической жизни Франции наступило некоторое оживление. В восточных районах и на севере быстро развивалась новая металлургическая база. С 1903 по 1913 г. добыча железной руды выросла в три раза. Однако большая часть руды потреблялась не французской, а германской металлургией. Прежняя главная металлургическая база Франции в центральном массиве, в районе Соны и Луары, находилась в упадке. Франция заняла второе место в мире (после Соединенных Штатов) по выпуску автомобилей, но французское машиностроение росло по-прежнему очень медленно, и 80 % всех станков ввозилось из-за границы.
С.Ю. Витте был министром финансов при Александре III. Им разработана экономическая программа, предусматривавшая повышение косвенных налогов, обеспечение государственной монополии на производство и продажу водки, рост таможенных пошлин, осуществление реформы денег (в 1897 году). Витте считается «отцом» золотого рубля, сторонником широкого привлечения иностранного капитала, инициатором строительства Трансиба. Инициатива Витте распространялась и на проникновение России в Северный Китай. В 1905 году, по окончании русско-японской войны, подписал Портсмутский мир. Усилиями Витте удалось сберечь северную часть Сахалина без уплаты контрибуции. Он был сторонником введения законодательной Думы, разрушения общин, серьезных экономических реформ. Витте был автором основных положений столыпинской аграрной реформы.