С конца XVI ст. в странах Европы начал проявляться архитектурный новый стиль – барокко, проявлялся в нарядности и пышности сооружений, вместо строгих ренессансных форм. На территории ВКЛ он появился в конце XVI в., но расцвета достиг вначале XVIII ст. Монументальными памятниками барокко являются дворцовые ансамбли в Несвиже, Ружанах, Гольшанах, а также многочисленные храмы и монастырские комплексы (Гродно, Жировичи, Могилев, Слоним и др.).
В середине XVIII ст. в русле архитектуры барокко формировался стиль рококо, примечательный исключительной оригинальностью приемов и аттрактивностью форм строительной экспрессии. Его представителями в пределах ВКЛ был А.Гену, Я.Глаубиц, Л.Гринцевич, А.Чехович, а также архитекторы немецкой школы барокко и рококо Я.Киобель, М.Пепельман, И.Яух и др.
Культовое строительство. В монументальном культовом строительстве этого этапа наиболее ярко выразились архитектурно-художественные характеристики белорусской готики, ренессанса и барокко.
В стиле белорусской готики были построены церкви оборонного типа конца XV – начала XVI ст. – Супрасльская, Сынковичская и Мурованковская церкви-кркпости. Это были прямоугольные сооружения на углах которых располагались башни с бойницами. Верхи стен опоясывались навесными бойницами – машикулями.
Кроме 4-башенных церквей – крепостей к белоруской готике принадлежат несколько без башенных культовых сооружений конца XV – XVI ст. – Вселюбский Костел, Ишколдский Троицкий костел, Новогрудская Борисоглебская церковь.
С середины 16 ст. с расширение реформационного движения началось строительство протестантских храмов в стиле ренессанс. Вместо готических форм (нервюрные своды, стрельчатые проемы, контрфорсы) стали появляются цилиндрические своды, исчезали контрферсы и т.д. Типичными ренессансными храмами был нальвинистские соборы в Асташине, Койданове и др. Черты ренессанса приобретали и католические храмы второй половины XVI ст. Последующая за реформацией контрреформация (наступление католицизма) внедрила в жизнь свою идеологическую программу в виде архитектурно-художественного стиля барокко. Первым сооружением в стиле барокко на территории Речи Посполитой стал Несвижский костел Бюжьего тела, построенный в 1587-93 гг. по проекту итальянского зодчего Джованни Бернардони.
Однако на рубеже XVI – XVII ст. культовые построения имели, в основном, разностилевый характер – в готико-ренессансные структуры вкраплены элементы барокко. Заключение в 1596 г. церковной Берестейской унии привело в храмовом строительстве к синтезу барокко с архитектурными приемами предыдущего времени. В результате на протяжении XVII – XVIII ст. сформировалась оригинальная архитектурно-художественная система – белорусского барокко. Раннему этапу его становления относятся костелы в Дятлове (1624), бригиток в Гродно (1651) в Вишнево (1641) и др.
Архитектурно-художественная система позднего барокко в монументальном строительстве ВКЛ получила в искусствоведении названия, «виленского барокко». Его черты наиболее ярко выявились в культовых сооружениях униатов: Полоцкий Софийский собор(построен заново в 1738-60), церкви и монастыри в Борунах, Вольно, Толочине, Богоявленская и Крестовоздвиженская церковь в Жировичах, Воскресенская церковь в Витебске и др. храмы, построенные во второй половине XVIII в.
Российский этап (конец 18 ст. – 1917 г.)
В связи с троекратным поделом Речи Посполитой в 1772, 1793 и 1795 гг. вся территория ВКЛ оказалась в составе Российской империи. Это привело к резкой смене архитектурных стилей. Прежде всего, в монументальном строительстве государственных учреждений начал доминировать классицизм.
В северо-восточной части Беларуси, которая попала в состав Российской империи в 1772 г. (Могилевская и Полоцкие губернии) началась перепланировка городов. В центре города обычно размещали квадратную в плане главную площадь, где строили учреждения и гостиный двор, по углам церкви. Город разбивался на прямоугольные или в квадратные кварталы.
В правлении Лжедмитрия 1,а их было много.Ну будем предполагать его. Первыми действиями царя стали многочисленные милости. Из ссылок возвратили бояр и князей, бывших в опале при Борисе и Фёдоре Годуновых, и вернули им конфискованные имения.Новый царь изменил состав Думы, введя в него в качестве постоянных членов представителей высшего духовенства, и отныне повелел Думе зваться «сенатом».Дмитрий убрал препятствия к выезду из государства и передвижению внутри него.Раздражало народ то, что царь чем дальше, тем явственней насмехался над московскими предрассудками, одевался в иноземное платье и будто нарочно дразнил бояр, приказывая подавать к столу телятину, которую русские не ели.В его правлении было много польского,это тоже бесило людей,ну и не вытерпели и убили.Зарядили его в пушку и стрельнули в сторону Польши,мол откуда приехал туда и возвращайся.
В середине XVIII ст. в русле архитектуры барокко формировался стиль рококо, примечательный исключительной оригинальностью приемов и аттрактивностью форм строительной экспрессии. Его представителями в пределах ВКЛ был А.Гену, Я.Глаубиц, Л.Гринцевич, А.Чехович, а также архитекторы немецкой школы барокко и рококо Я.Киобель, М.Пепельман, И.Яух и др.
Культовое строительство. В монументальном культовом строительстве этого этапа наиболее ярко выразились архитектурно-художественные характеристики белорусской готики, ренессанса и барокко.
В стиле белорусской готики были построены церкви оборонного типа конца XV – начала XVI ст. – Супрасльская, Сынковичская и Мурованковская церкви-кркпости. Это были прямоугольные сооружения на углах которых располагались башни с бойницами. Верхи стен опоясывались навесными бойницами – машикулями.
Кроме 4-башенных церквей – крепостей к белоруской готике принадлежат несколько без башенных культовых сооружений конца XV – XVI ст. – Вселюбский Костел, Ишколдский Троицкий костел, Новогрудская Борисоглебская церковь.
С середины 16 ст. с расширение реформационного движения началось строительство протестантских храмов в стиле ренессанс. Вместо готических форм (нервюрные своды, стрельчатые проемы, контрфорсы) стали появляются цилиндрические своды, исчезали контрферсы и т.д. Типичными ренессансными храмами был нальвинистские соборы в Асташине, Койданове и др. Черты ренессанса приобретали и католические храмы второй половины XVI ст. Последующая за реформацией контрреформация (наступление католицизма) внедрила в жизнь свою идеологическую программу в виде архитектурно-художественного стиля барокко. Первым сооружением в стиле барокко на территории Речи Посполитой стал Несвижский костел Бюжьего тела, построенный в 1587-93 гг. по проекту итальянского зодчего Джованни Бернардони.
Однако на рубеже XVI – XVII ст. культовые построения имели, в основном, разностилевый характер – в готико-ренессансные структуры вкраплены элементы барокко. Заключение в 1596 г. церковной Берестейской унии привело в храмовом строительстве к синтезу барокко с архитектурными приемами предыдущего времени. В результате на протяжении XVII – XVIII ст. сформировалась оригинальная архитектурно-художественная система – белорусского барокко. Раннему этапу его становления относятся костелы в Дятлове (1624), бригиток в Гродно (1651) в Вишнево (1641) и др.
Архитектурно-художественная система позднего барокко в монументальном строительстве ВКЛ получила в искусствоведении названия, «виленского барокко». Его черты наиболее ярко выявились в культовых сооружениях униатов: Полоцкий Софийский собор(построен заново в 1738-60), церкви и монастыри в Борунах, Вольно, Толочине, Богоявленская и Крестовоздвиженская церковь в Жировичах, Воскресенская церковь в Витебске и др. храмы, построенные во второй половине XVIII в.
Российский этап (конец 18 ст. – 1917 г.)
В связи с троекратным поделом Речи Посполитой в 1772, 1793 и 1795 гг. вся территория ВКЛ оказалась в составе Российской империи. Это привело к резкой смене архитектурных стилей. Прежде всего, в монументальном строительстве государственных учреждений начал доминировать классицизм.
В северо-восточной части Беларуси, которая попала в состав Российской империи в 1772 г. (Могилевская и Полоцкие губернии) началась перепланировка городов. В центре города обычно размещали квадратную в плане главную площадь, где строили учреждения и гостиный двор, по углам церкви. Город разбивался на прямоугольные или в квадратные кварталы.