Гумани́зм – (от лат. humanitas – человечность, humanus – человечный) – многозначное слово, являющееся вторым названием эпохи возрождения (эпоха гуманизма), названием различных культурных движений, идейных течений, направлений общественной мысли. также обозначает нравственные качества личности, такие как: человечность, уважение, отношение к человеку как высшей ценности и т. п. гуманизм оформился в западной европе в эпоху возрождения, в противовес предшествующей ему католической идеологии аскетизма, которая утверждала мысль о ничтожности человеческих потребностей перед требованиями божественной природы, воспитывала презрение к «бренным благам» и «плотским удовольствиям». родители гуманизма, будучи христианами, не ставили во главу мироздания человека, но только напоминали о его интересах как личности богоподобной, обличали современное им общество в грехах против человечности (любви к человеку). в своих трактатах они утверждали, что христианское учение в современном им обществе не простиралось на всю полноту человеческой природы, что непочтением, ложью, воровством, завистью и ненавистью по отношению к человеку являются: пренебрежение его образованием, здоровьем, творчеством, правом выбора , профессии, образа жизни, страны проживания и многим прочим. гуманизм не стал этической, философской или богословской системой (см. об этом в статье гуманизм, или возрождениефилософского словаря брокгауза и эфрона), но, несмотря на его богословскую сомнительность и философскую неопределенность, в настоящее время его пользуются и самые консервативные христиане. и, напротив, редко кто из самых «правых» христиан не ужасается тому отношению к человеческой личности, которое принято в сообществах, где почитание единого бога сочетается с отсутствием гуманизма. однако, с течением времени, в гуманистическом мировоззрении произошла подмена: бог перестал восприниматься центром вселенной, центром вселенной стал человек. таким образом, в соответствии с тем, в чем полагает гуманизм свой системообразующий центр, можно говорить о двух видах гуманизма. изначальный – гуманизм теистический (иоанн рейхлин, эразм , ульрих фон гутен и который утверждает возможность и необходимость промысла божия о мире и человеке. «бог в этом случае не только трансцендентен миру, но и имманентен ему»[1], так что бог для человека является в этом случае центром мироздания. в получившем широкое распространение деистическом гуманистическом мировоззрении (дидро, руссо, вольтер) бог полностью «трансцендентен человеку, т.е. абсолютно непостижим и недоступен ему»[2], поэтому человек становится центром мироздания для самого себя, а бог только «учитывается». в настоящее время подавляющее большинство работников гуманитарной сферы считает, что гуманизм автономен, потому что его идеи не могут быть выведены из религиозных, или идеологических посылок, всецело зависит от накопленного человеческого опыта по реализации межкультурных норм совместной жизни: сотрудничества, благожелательности, честности, лояльности и терпимости к другим, следования закону и др. следовательно, гуманизм универсален, то есть применим ко всем людям и любым социальным системам, что находит отражение в праве всех людей на жизнь, любовь, образование, нравственную и интеллектуальную свободу и др.[3] фактически, это мнение утверждает тождество современного понятия «гуманизма» понятию «естественного нравственного закона», употребляемого в христианском богословии (см. здесь и далее «педагогическое доказательство…»). христианское понятие «естественного нравственного закона» от общепринятого понятия «гуманизма» отличается только предполагаемой природой, то есть, тем, что гуманизм считается социально обусловленным, порожденным социальным опытом явлением, а естественный нравственный закон считается вложенным изначально в душу каждого человека стремлением к порядку и всяческому добру. так как, с христианской точки зрения, недостаточность естественного нравственного закона для достижения христианской нормы человеческой нравственности очевидна, то очевидна и недостаточность «гуманизма» как основы гуманитарной сферы, то есть, сферы человеческих отношений и человеческого бытия. подтверждением абстрактности понятия гуманизма служит следующий факт. так как естественная нравственность и понятие о любви к человеку свойственны, в том или ином проявлении, любому человеческому сообществу, то и понятие гуманизма берется на вооружение практически всеми существующими идеологическими учениями, чему существуют такие, например, понятия, как социалистический, коммунистический, националистический, исламский, атеистический, интегральный и проч. гуманизмы. в сущности, гуманизмом можно назвать ту часть любого учения, которая учит любить человека в соответствии с пониманием этой идеологией любви к человеку и методов ее достижения.
Схоластика - философское направление в Западной Европе, основанное на соединении христианской теологии и классической аристотелевской логики. Схоласты, в отличие от христианских мистиков, руководствовались логическим подходом к богословию и интересом к натурфилософии (естествознанию), поэтому схоластика послужила важным этапом в развитии науки.
Основными руководящими принципами общественной мысли в Средние Века были христианская (католическая) вера и защита феодальной монархии. Христианское учение использовалось для оправдания феодальной монархии и сословной структуры общества. Виднейший философ Средневековья Фома Аквинский был убежденным сторонником монархии и считал, что даже в случае неправедного правления подданные не имеют права восстать против короля.
Готическая архитектура сменила романскую и основывалась на технологии строительства каменной арки, которая позволяла строить более высокие и просторные сооружения. Готические храмы были просторными и светлыми, в то время, как романские - невысокими и темными.
Предшественником книгопечатания в Европе была ксилография - вырезание монолитных печатных форм из дерева. Это был очень неудобный печати, так как каждую страницу в каждой книге приходилось вырезать отдельно. Ксилография зародилась в Китае и пришла в Европу в первой половине XV века. После изобретения Иоганном Гутенбергом (и другими первопечатниками, например, голландцем Лауренсом Костером) наборного свинцового шрифта, позволявшего собирать каждую страницу из готовых буковок и вырезать только иллюстрации, печать начала стремительно развиваться. Снизилась цена на книги, первые печатные книги - так называемые инкунабулы - стали доступны по гораздо более низкой цене, чем переписанные вручную монахами-переписчиками, это позволило распространять грамотность и издавать большими тиражами сначала религиозную, а затем научную и светскую литературу.
Возрождение и гуманизм начались как культурные движения горожан, направленные против диктата теологии в науке и культуре. Впервые Возрождение началось в Италии, стране, отличавшейся большим количеством торговых городов-республик. Важнейшими деятелями раннего (итальянского) Возрождения были Леонардо да Винчи (энциклопедист-универсал, ученый, изобретатель, художник), Микеланджело (скульптор, художник), Данте Алигьери (поэт), Никколо Макиавелли (политический философ). Первым деятелем Возрождения и предтечей всех перечисленных обычно считают поэта Франческо Петрарку, жившего в XIV веке.
Культура Средневековья резко отличалась от культуры Древнего мира тем, что общество позднего (римского) Древнего мира было обществом единого государства и единой урбанизированной культуры, внутренне связным и цельным, в то время как средневековое общество было обществом разрозненным, раздробленным как на отдельные географически малые княжества (феоды), так и на общественные классы (сословия), каждое из которых жило по своим законам.
Схоластика - философское направление в Западной Европе, основанное на соединении христианской теологии и классической аристотелевской логики. Схоласты, в отличие от христианских мистиков, руководствовались логическим подходом к богословию и интересом к натурфилософии (естествознанию), поэтому схоластика послужила важным этапом в развитии науки.
Основными руководящими принципами общественной мысли в Средние Века были христианская (католическая) вера и защита феодальной монархии. Христианское учение использовалось для оправдания феодальной монархии и сословной структуры общества. Виднейший философ Средневековья Фома Аквинский был убежденным сторонником монархии и считал, что даже в случае неправедного правления подданные не имеют права восстать против короля.
Готическая архитектура сменила романскую и основывалась на технологии строительства каменной арки, которая позволяла строить более высокие и просторные сооружения. Готические храмы были просторными и светлыми, в то время, как романские - невысокими и темными.
Предшественником книгопечатания в Европе была ксилография - вырезание монолитных печатных форм из дерева. Это был очень неудобный печати, так как каждую страницу в каждой книге приходилось вырезать отдельно. Ксилография зародилась в Китае и пришла в Европу в первой половине XV века. После изобретения Иоганном Гутенбергом (и другими первопечатниками, например, голландцем Лауренсом Костером) наборного свинцового шрифта, позволявшего собирать каждую страницу из готовых буковок и вырезать только иллюстрации, печать начала стремительно развиваться. Снизилась цена на книги, первые печатные книги - так называемые инкунабулы - стали доступны по гораздо более низкой цене, чем переписанные вручную монахами-переписчиками, это позволило распространять грамотность и издавать большими тиражами сначала религиозную, а затем научную и светскую литературу.
Возрождение и гуманизм начались как культурные движения горожан, направленные против диктата теологии в науке и культуре. Впервые Возрождение началось в Италии, стране, отличавшейся большим количеством торговых городов-республик. Важнейшими деятелями раннего (итальянского) Возрождения были Леонардо да Винчи (энциклопедист-универсал, ученый, изобретатель, художник), Микеланджело (скульптор, художник), Данте Алигьери (поэт), Никколо Макиавелли (политический философ). Первым деятелем Возрождения и предтечей всех перечисленных обычно считают поэта Франческо Петрарку, жившего в XIV веке.
Культура Средневековья резко отличалась от культуры Древнего мира тем, что общество позднего (римского) Древнего мира было обществом единого государства и единой урбанизированной культуры, внутренне связным и цельным, в то время как средневековое общество было обществом разрозненным, раздробленным как на отдельные географически малые княжества (феоды), так и на общественные классы (сословия), каждое из которых жило по своим законам.