Быт и жилища основной части населения России в первой половине XIX века сохраняли черты времён. Как в деревне, так и в большинстве городов основным строительным материалом оставалось дерево. В зависимости от достатка хозяев дома были украшены резьбой, имели водосточные трубы, ставни и т. п.
Городские дома знати и богатых купцов больше напоминали дворцы: они строились преимущественно из камня, украшались не только колоннами, но и скульптурами, лепными барельефами.
Сословные различия наиболее ярко проявлялись в одежде. Основная масса населения страны была привержена старым образцам в одежде. В зависимости от благосостояния работные люди, мелкое и среднее мещанство носили городской костюм, являвшийся разновидностью общеевропейского с чертами русского крестьянского костюма. Основной обувью являлись сапоги.
• Крестьяне в качестве и повседневной, и выходной одежды носили рубахи и штаны. Зимой носили овчинные шубы и полушубки, длинные тулупы, подпоясанные яркими кушаками. Шапки были в основном из валяной шерсти.
• С древних времён наши предки использовали богатый набор растительной и животной пищи. Главным продуктом был ржаной хлеб. Из проса, гороха, гречки, овса варили каши и кисели. Употребляли много овощей – капусту, репу, морковь, огурцы, редьку, свёклу, лук, чеснок, все шире входил в обиход картофель. Мясо было редким продуктом на столах бедноты. Как правило, его лишь ели в Рождество и на пасху. Зато рыба была более доступна. Основными напитками были хлебный и свекольный квас, пиво, сбитень.
В городах в большом количестве открывались трактиры, буфеты для тех, кто не мог обедать дома.
Общими для всего населения являлись лишь церковные праздники с их единым для каждого обряда и традициями. К церковным праздникам обычно приурочивались ярмарки, сопровождающиеся гуляньями, увеселениями, хоровым пением и хороводами.
Торжественно отмечались и престольные праздники в честь святого, именем которого названа местная церковь. Работные люди коротали свой непродолжительный досуг преимущественно в дешевых кабаках.
Семья объединяла, как правило, представителей двух поколений – родителей и их детей. Такая семья обычно представляла собой многочисленный коллектив. Часто в семье насчитывалось 7-9 детей. Если среди детей было более половины мальчиков, то такие семьи не считались бедствующими. Наоборот, они были достаточно “крепкими”, так как в них имелось много работников.
Среди основных семейных обрядов можно называть крещение, свадьбу, похороны. В брак обычно вступали юноши в возрасте 24-25 лет, а девушки в возрасте 18-22 лет.
Краткая редакция состоит из следующих правовых текстов:
Правда Ярослава, 1016 (большинство ученых) или 1030-е гг. (С. В. Юшков, М. Н. Тихомиров)(ст. 1-18);Правда Ярославичей (Изяслава, Всеволода, Святослава, младший из трех князей Всеволод назван перед средним Святославом), не имеет точной даты (ст. 19-41);Покон вирный — определение порядка кормления вирников (княжеских слуг, сборщиков виры), 1020-е или 1030-е гг. (ст. 42);Урок мостникам — регулирование оплаты труда мостников — строителей мостовых, или, согласно некоторым версиям, строителей мостов — 1020-е или 1030-е гг. (ст. 43).
Краткая редакция состоит из 43 статей. Первая её часть, наиболее древняя, отмечает сохранение обычая кровной мести, отсутствие чёткой дифференциации размеров судебных штрафов в зависимости от социального статуса потерпевшего. Вторая часть (ст. 19-43) отражает дальнейший процесс развития правовых отношений: включает повышенные штрафы за убийство привилегированных слоев общества.
По мнению А.П.Толочко, Краткая редакция является фальсификатом, выполненным в Новгороде в XV веке на основе Пространной редакции в рамках описания т.н. "Ярославлих грамот" - мнимых договоров князя Ярослава Мудрого с новгородцами[2].
Пространная редакция состоит из двух частей — Устава Ярослава Владимировича и Устава Владимира Всеволодовича Мономаха, входивших в Краткую Правду с позднейшими изменениями и дополнениями, принятыми во время киевского княжения Владимира Мономаха. По другой версии к Уставу Владимира Мономаха можно отнести только ст. 53, содержащую упоминание князя. Пространная Правда была составлена в XII в. В дальнейшем с XIII в. Русская Правда использовалась в Новгороде в церковном суде по светским делам (Я. Н. Щапов). Число статей — около 121. Пространная редакция отражала дальнейшую социальную дифференциацию, привилегии землевладельцев, зависимое положение смердов, закупов, холопов. Пространная Правда свидетельствовала о процессе дальнейшего развития княжеского и боярского землевладения, уделяется много внимания охране прав собственности на землю и другое имущество. В связи с развитием товарно-денежных отношений и необходимостью их правового регулирования Пространная Правда определяла порядок заключения ряда договоров, а также передачу имущества по наследству.
Сокращенная редакция относится к значительно более позднему периоду. По А. А. Зимину составлена в XVI — начале XVII в. как сокращение Пространной и попытка при её к действовавшему праву путём исключения устаревших норм. По М. Н. Тихомирову, сложилась в конце XV в. в Московском княжестве после присоединения к нему в 1472 году территории Великой Перми, где и была написана, что нашло своё отражение в денежном счёте; восходит к тексту такому же древнему как и другие две редакции. Число статей — 50.
Быт и жилища основной части населения России в первой половине XIX века сохраняли черты времён. Как в деревне, так и в большинстве городов основным строительным материалом оставалось дерево. В зависимости от достатка хозяев дома были украшены резьбой, имели водосточные трубы, ставни и т. п.
Городские дома знати и богатых купцов больше напоминали дворцы: они строились преимущественно из камня, украшались не только колоннами, но и скульптурами, лепными барельефами.
Сословные различия наиболее ярко проявлялись в одежде. Основная масса населения страны была привержена старым образцам в одежде. В зависимости от благосостояния работные люди, мелкое и среднее мещанство носили городской костюм, являвшийся разновидностью общеевропейского с чертами русского крестьянского костюма. Основной обувью являлись сапоги.
• Крестьяне в качестве и повседневной, и выходной одежды носили рубахи и штаны. Зимой носили овчинные шубы и полушубки, длинные тулупы, подпоясанные яркими кушаками. Шапки были в основном из валяной шерсти.
• С древних времён наши предки использовали богатый набор растительной и животной пищи. Главным продуктом был ржаной хлеб. Из проса, гороха, гречки, овса варили каши и кисели. Употребляли много овощей – капусту, репу, морковь, огурцы, редьку, свёклу, лук, чеснок, все шире входил в обиход картофель. Мясо было редким продуктом на столах бедноты. Как правило, его лишь ели в Рождество и на пасху. Зато рыба была более доступна. Основными напитками были хлебный и свекольный квас, пиво, сбитень.
В городах в большом количестве открывались трактиры, буфеты для тех, кто не мог обедать дома.
Общими для всего населения являлись лишь церковные праздники с их единым для каждого обряда и традициями. К церковным праздникам обычно приурочивались ярмарки, сопровождающиеся гуляньями, увеселениями, хоровым пением и хороводами.
Торжественно отмечались и престольные праздники в честь святого, именем которого названа местная церковь. Работные люди коротали свой непродолжительный досуг преимущественно в дешевых кабаках.
Семья объединяла, как правило, представителей двух поколений – родителей и их детей. Такая семья обычно представляла собой многочисленный коллектив. Часто в семье насчитывалось 7-9 детей. Если среди детей было более половины мальчиков, то такие семьи не считались бедствующими. Наоборот, они были достаточно “крепкими”, так как в них имелось много работников.
Среди основных семейных обрядов можно называть крещение, свадьбу, похороны. В брак обычно вступали юноши в возрасте 24-25 лет, а девушки в возрасте 18-22 лет.
Краткая редакция состоит из следующих правовых текстов:
Правда Ярослава, 1016 (большинство ученых) или 1030-е гг. (С. В. Юшков, М. Н. Тихомиров)(ст. 1-18);Правда Ярославичей (Изяслава, Всеволода, Святослава, младший из трех князей Всеволод назван перед средним Святославом), не имеет точной даты (ст. 19-41);Покон вирный — определение порядка кормления вирников (княжеских слуг, сборщиков виры), 1020-е или 1030-е гг. (ст. 42);Урок мостникам — регулирование оплаты труда мостников — строителей мостовых, или, согласно некоторым версиям, строителей мостов — 1020-е или 1030-е гг. (ст. 43).Краткая редакция состоит из 43 статей. Первая её часть, наиболее древняя, отмечает сохранение обычая кровной мести, отсутствие чёткой дифференциации размеров судебных штрафов в зависимости от социального статуса потерпевшего. Вторая часть (ст. 19-43) отражает дальнейший процесс развития правовых отношений: включает повышенные штрафы за убийство привилегированных слоев общества.
По мнению А.П.Толочко, Краткая редакция является фальсификатом, выполненным в Новгороде в XV веке на основе Пространной редакции в рамках описания т.н. "Ярославлих грамот" - мнимых договоров князя Ярослава Мудрого с новгородцами[2].
Пространная редакция состоит из двух частей — Устава Ярослава Владимировича и Устава Владимира Всеволодовича Мономаха, входивших в Краткую Правду с позднейшими изменениями и дополнениями, принятыми во время киевского княжения Владимира Мономаха. По другой версии к Уставу Владимира Мономаха можно отнести только ст. 53, содержащую упоминание князя. Пространная Правда была составлена в XII в. В дальнейшем с XIII в. Русская Правда использовалась в Новгороде в церковном суде по светским делам (Я. Н. Щапов). Число статей — около 121. Пространная редакция отражала дальнейшую социальную дифференциацию, привилегии землевладельцев, зависимое положение смердов, закупов, холопов. Пространная Правда свидетельствовала о процессе дальнейшего развития княжеского и боярского землевладения, уделяется много внимания охране прав собственности на землю и другое имущество. В связи с развитием товарно-денежных отношений и необходимостью их правового регулирования Пространная Правда определяла порядок заключения ряда договоров, а также передачу имущества по наследству.
Сокращенная редакция относится к значительно более позднему периоду. По А. А. Зимину составлена в XVI — начале XVII в. как сокращение Пространной и попытка при её к действовавшему праву путём исключения устаревших норм. По М. Н. Тихомирову, сложилась в конце XV в. в Московском княжестве после присоединения к нему в 1472 году территории Великой Перми, где и была написана, что нашло своё отражение в денежном счёте; восходит к тексту такому же древнему как и другие две редакции. Число статей — 50.