Община в доклассовом обществе три стадии развития: 1) родовая, или кровнородственная община, основанная на совместном ведении хозяйства и совместном пользовании и владении землей кровными родственниками; 2) земледельческая, в которой собственность общины на территорию сочеталась с разделом пахотных участков между большими семьями ; 3) соседская, или община-марка, в которой господствовала индивидуальная собственность малых семей на наделы пахотной земли при сохранении коллективной собственности общины на другие угодья. Жители древнегерманских хуторов и деревень, несомненно, также образовывали некую общность. В первые века нашей эры род все еще играл очень важную роль в жизни германцев . Члены его селились если не вместе, то компактно (что особенно ясно проявлялось в ходе миграций) , вместе шли в бой, выступали соприсяжниками в суде, в определенных случаях наследовали друг другу. Но в повседневной хозяйственной практике роду уже не было места. Даже такое трудоемкое дело, как корчевание леса, было по силам большой семье, и именно большая семья, занимавшая описанное выше просторное жилище и состоявшая из трех поколений или взрослых женатых сыновей с детьми, иногда и с несколькими невольниками, и являлась главной производственной ячейкой германского общества. Поэтому независимо от того, происходили ли жители поселения от общего предка или нет, соседские связи между ними преобладали над кровнородственными. Большая знатность давала известные привилегии. Если верить Тациту, она обеспечивала наряду с уважением преимущество при дележе земли и доставляла предводительство на войне даже юношам; судя по тому, что последние могли позволить себе подолгу пребывать в праздности, чураясь сельскохозяйственного труда, большая знатность, как правило, сочеталась с большим достатком. О крепнущей взаимосвязи социального превосходства с богатством свидетельствуют и материалы раскопок, показавших, что наиболее солидная богатая усадьба обычно занимала в поселении центральное место, соседствуя с культовым помещением и как бы группируя остальные жилища вокруг себя. Однако во времена Тацита знатность еще не превратилась у германцев в особый социальный статус. Все свободные и свободнорожденные оставались полноправными и в целом равноправными членами племени ; различия в их среде по сравнению с их общим отличием от несвободных были еще относительно несущественными и определялись принадлежностью не к тому или иному социальному разряду, а к конкретному роду . Несвободные, как и у римлян, формально стояли вне общества, но в остальном рабство играло в жизни германцев принципиально другую роль . Хотя обычаи германцев не запрещали обращать в рабство соплеменников, а беспрестанные войны с соседями обеспечивали стабильный источник пополнения рабов за счет чужаков, рабы образовывали достаточно узкий слой населения. Пленных часто выменивали или продавали римлянам, а иногда и убивали на поле боя или приносили в жертву, рабов же по некоторого времени нередко отпускали на волю и даже усыновляли. По-видимому, рабы имелись далеко не во всяком домохозяйстве, и даже в самых крупных и зажиточных они вряд ли были столь многочисленными, чтобы господская семья могла переложить на них главные хозяйственные заботы. Рабство оставалось патриархальным, и в том, что касается повседневной производственной деятельности и условий существования, образ жизни рабов мало отличался от образа жизни свободных. Часть рабов работала рука об руку с хозяином и делила с ним кров и пищу, однако внимание Тацита больше привлекло то обстоятельство, что германцы «пользуются рабами иначе, чем мы, распределяющие обязанности между челядью, — каждый из них распоряжается в своем доме, в своем хозяйстве.
1. Власть короля давала ему возможность дарить земли и различные подарки церкви. А она в свою очередь поддерживала и укрепляла короля. Это выражалось в том, что церковь говорила, все, что делает король, угодно богу.
2. Священники, которые относились к белому духовенству, не давали монашеских обетов. Они могли иметь жену и детей. Черные священники давали 3 монашеских обета. Обет целомудрия, обет послушания и обет добровольной нищеты. До того, как принять духовный сан, священник должен был сделать выбор.
3. Книга средневековья отличалась от книг античности. В античные времена книгой служил свиток из папируса или пергамента. Книга Средних веков была прообразом современных книг. Делались они из пергамента, что было очень дорого. Чтобы изготовить один экземпляр Библии, нужны были шкуры с трехсот телят. Процесс занимал очень много времени. Так как одни писали текст, другие миниатюры, третьи украшения. В таких книгах писали перьями.
4. Были люди, желающие посвятить себя служению для Бога. Они старались уединяться в одиноких местах, как леса или острова. Такие места находились подальше от людей. Таких людей в народе стали называть монахи. Потом стали создаваться монастыри. Здесь жили «черные» священники. Давшие обет безбрачия и носившие черные одеяния.
5. Сначала при монастырях, затем в храмах стали организовываться соборные школы. В таких школах не было классов по возрастам. Уроки проходили на латинском языке. Хотя в то время уже никто не говорил на нем. Латинский язык считался языком образованных людей. На латинском писали книги, молились, составляли законы. В соборных школах проходило изучение грамматики, красноречия и диалектики. Также изучали математику, астрономию, музыку и богословие.
Жители древнегерманских хуторов и деревень, несомненно, также образовывали некую общность. В первые века нашей эры род все еще играл очень важную роль в жизни германцев . Члены его селились если не вместе, то компактно (что особенно ясно проявлялось в ходе миграций) , вместе шли в бой, выступали соприсяжниками в суде, в определенных случаях наследовали друг другу. Но в повседневной хозяйственной практике роду уже не было места. Даже такое трудоемкое дело, как корчевание леса, было по силам большой семье, и именно большая семья, занимавшая описанное выше просторное жилище и состоявшая из трех поколений или взрослых женатых сыновей с детьми, иногда и с несколькими невольниками, и являлась главной производственной ячейкой германского общества. Поэтому независимо от того, происходили ли жители поселения от общего предка или нет, соседские связи между ними преобладали над кровнородственными.
Большая знатность давала известные привилегии. Если верить Тациту, она обеспечивала наряду с уважением преимущество при дележе земли и доставляла предводительство на войне даже юношам; судя по тому, что последние могли позволить себе подолгу пребывать в праздности, чураясь сельскохозяйственного труда, большая знатность, как правило, сочеталась с большим достатком.
О крепнущей взаимосвязи социального превосходства с богатством свидетельствуют и материалы раскопок, показавших, что наиболее солидная богатая усадьба обычно занимала в поселении центральное место, соседствуя с культовым помещением и как бы группируя остальные жилища вокруг себя. Однако во времена Тацита знатность еще не превратилась у германцев в особый социальный статус. Все свободные и свободнорожденные оставались полноправными и в целом равноправными членами племени ; различия в их среде по сравнению с их общим отличием от несвободных были еще относительно несущественными и определялись принадлежностью не к тому или иному социальному разряду, а к конкретному роду .
Несвободные, как и у римлян, формально стояли вне общества, но в остальном рабство играло в жизни германцев принципиально другую роль . Хотя обычаи германцев не запрещали обращать в рабство соплеменников, а беспрестанные войны с соседями обеспечивали стабильный источник пополнения рабов за счет чужаков, рабы образовывали достаточно узкий слой населения. Пленных часто выменивали или продавали римлянам, а иногда и убивали на поле боя или приносили в жертву, рабов же по некоторого времени нередко отпускали на волю и даже усыновляли. По-видимому, рабы имелись далеко не во всяком домохозяйстве, и даже в самых крупных и зажиточных они вряд ли были столь многочисленными, чтобы господская семья могла переложить на них главные хозяйственные заботы. Рабство оставалось патриархальным, и в том, что касается повседневной производственной деятельности и условий существования, образ жизни рабов мало отличался от образа жизни свободных. Часть рабов работала рука об руку с хозяином и делила с ним кров и пищу, однако внимание Тацита больше привлекло то обстоятельство, что германцы «пользуются рабами иначе, чем мы, распределяющие обязанности между челядью, — каждый из них распоряжается в своем доме, в своем хозяйстве.
1. Власть короля давала ему возможность дарить земли и различные подарки церкви. А она в свою очередь поддерживала и укрепляла короля. Это выражалось в том, что церковь говорила, все, что делает король, угодно богу.
2. Священники, которые относились к белому духовенству, не давали монашеских обетов. Они могли иметь жену и детей. Черные священники давали 3 монашеских обета. Обет целомудрия, обет послушания и обет добровольной нищеты. До того, как принять духовный сан, священник должен был сделать выбор.
3. Книга средневековья отличалась от книг античности. В античные времена книгой служил свиток из папируса или пергамента. Книга Средних веков была прообразом современных книг. Делались они из пергамента, что было очень дорого. Чтобы изготовить один экземпляр Библии, нужны были шкуры с трехсот телят. Процесс занимал очень много времени. Так как одни писали текст, другие миниатюры, третьи украшения. В таких книгах писали перьями.
4. Были люди, желающие посвятить себя служению для Бога. Они старались уединяться в одиноких местах, как леса или острова. Такие места находились подальше от людей. Таких людей в народе стали называть монахи. Потом стали создаваться монастыри. Здесь жили «черные» священники. Давшие обет безбрачия и носившие черные одеяния.
5. Сначала при монастырях, затем в храмах стали организовываться соборные школы. В таких школах не было классов по возрастам. Уроки проходили на латинском языке. Хотя в то время уже никто не говорил на нем. Латинский язык считался языком образованных людей. На латинском писали книги, молились, составляли законы. В соборных школах проходило изучение грамматики, красноречия и диалектики. Также изучали математику, астрономию, музыку и богословие.