После Люблинской унии резко усиливается польско-католическая экспансия на украинские земли. Против католической пропаганды решительно выступали православные церковные братства, которые впоследствии превращаются в центры народно-освободительной борьбы украинского народа. Реформацион-ный дух, который захватил в XVI веке всю Западную Европу, возродил к жизни и православную Церковь.
Положительным последствием реформаторских движений было пробуждение интереса к родному язы-
131
ку. Был осуществлен перевод Святого Письма на украинский язык (1561 г.), основаны типографии (1578 г.), откуда в мир выходили православные книги.
Реформационное движение в Западной Европе вызвало негативную реакцию католической Церкви, которая начала против него беспощадную борьбу.
Еще в 1540 году был основан Орден иезуитов, который сконцентрировал значительные интеллектуальные силы и взял в свои руки дело воспитания молодежи.
В 1564 году король Сигизмунд II Август пригласил иезуитов в Польшу. Одержав победу над протестантами, иезуиты сосредоточились на критике схизматов, которыми они называли православных.Вскоре, после 1569 года, они устремились в Украину, основывая свои коллегии во Львове, Камянце, Луцке, Виннице, Киеве.
Активно действовали иезуиты на политическом поприще. Они создали теорию единства государства и католической церкви, где обосновали идею польского мессианизма, которую, прежде всего, должен был принять украинский народ. К этому необходимо добавить унизительное положение православных, лишение их права занимать высшие должности, лишение православных священников права заседать в Сенате вместе с католическими епископами, лишение права проводить церковные обряды по православному образцу и т.д. Все это негативно сказалось на положении православной Церкви.
Украинская знать, которая не хотела расставаться со своим социальным статусом, стала отказываться от православной веры. За короткое время в католическую веру перешли Заславские, Вишневецкие, Слуцкие, Масальские, Чарторийские, Коропинские, Сангуш-ки и др. Только считанные роды украинских магнатов оставались преданными старой вере. Давние традиции доминировали среди мелкой украинской шляхты, но политически и экономически эта социальная группа была весьма слабой, чтобы остановить
После Люблинской унии резко усиливается польско-католическая экспансия на украинские земли. Против католической пропаганды решительно выступали православные церковные братства, которые впоследствии превращаются в центры народно-освободительной борьбы украинского народа. Реформацион-ный дух, который захватил в XVI веке всю Западную Европу, возродил к жизни и православную Церковь.Положительным последствием реформаторских движений было пробуждение интереса к родному языку. Был осуществлен перевод Святого Письма на украинский язык (1561 г.), основаны типографии (1578 г.), откуда в мир выходили православные книги.Реформационное движение в Западной Европе вызвало негативную реакцию католической Церкви, которая начала против него беспощадную борьбу.
Еще в 1540 году был основан Орден иезуитов, который сконцентрировал значительные интеллектуальные силы и взял в свои руки дело воспитания молодежи.
Положительным последствием реформаторских движений было пробуждение интереса к родному язы-
131
ку. Был осуществлен перевод Святого Письма на украинский язык (1561 г.), основаны типографии (1578 г.), откуда в мир выходили православные книги.
Реформационное движение в Западной Европе вызвало негативную реакцию католической Церкви, которая начала против него беспощадную борьбу.
Еще в 1540 году был основан Орден иезуитов, который сконцентрировал значительные интеллектуальные силы и взял в свои руки дело воспитания молодежи.
В 1564 году король Сигизмунд II Август пригласил иезуитов в Польшу. Одержав победу над протестантами, иезуиты сосредоточились на критике схизматов, которыми они называли православных.Вскоре, после 1569 года, они устремились в Украину, основывая свои коллегии во Львове, Камянце, Луцке, Виннице, Киеве.Активно действовали иезуиты на политическом поприще. Они создали теорию единства государства и католической церкви, где обосновали идею польского мессианизма, которую, прежде всего, должен был принять украинский народ. К этому необходимо добавить унизительное положение православных, лишение их права занимать высшие должности, лишение православных священников права заседать в Сенате вместе с католическими епископами, лишение права проводить церковные обряды по православному образцу и т.д. Все это негативно сказалось на положении православной Церкви.
Украинская знать, которая не хотела расставаться со своим социальным статусом, стала отказываться от православной веры. За короткое время в католическую веру перешли Заславские, Вишневецкие, Слуцкие, Масальские, Чарторийские, Коропинские, Сангуш-ки и др. Только считанные роды украинских магнатов оставались преданными старой вере. Давние традиции доминировали среди мелкой украинской шляхты, но политически и экономически эта социальная группа была весьма слабой, чтобы остановить
Еще в 1540 году был основан Орден иезуитов, который сконцентрировал значительные интеллектуальные силы и взял в свои руки дело воспитания молодежи.