Первые же его манифесты свидетельствовали о принятии нового политического курса. В нем провозглашалось стремление править по законам Екатерины II, снять ограничения на торговлю с Англией, содержалось объявление амнистии и восстановление на должностях лиц, репрессированных при Павле I. Вся работа, связанная с либерализацией жизни, сосредоточилась в т. н. Негласном комитете, где собрались друзья и приближенные молодого императора — П. А. Строганов, В. П. Кочубей, А. Чарторыйский и Н. Н. Новосильцев — приверженцы конституционализма. Просуществовал комитет до 1805 г. Он занимался в основном подготовкой программы освобождения крестьян от крепостной зависимости и реформой государственного строя. Результатом этой деятельности стал закон от 12 декабря 1801 г. , разрешавший государственным крестьянам, мещанам и купцам приобретать незаселенные земли, и указ от 20 февраля 1803 г. «О вольных хлебопашцах» , дававший помещикам право по их желанию отпускать на волю крестьян с наделением их землей за выкуп. Серьезной реформой была реорганизация высших и центральных органов государственной власти. В стране учреждались министерства: военно-сухопутных сил, финансов и народного просвещения, Государственное казначейство и Комитет министров, которые получали единую структуру и строились на принципе единоначалия. С 1810 г. в соответствии с проектом видного государственного деятеля тех лет М. М. Сперанского стал действовать Государственный совет. Однако последовательного принципа разделения властей Сперанский провести не мог. Госсовет из промежуточного органа пре-вратился в назначаемую сверху законодательную палату. Реформы начала XIX века так и не затронули основы самодержавной власти в Российской империи. В царствование Александра I присоединенному к России Царству Польскому была дарована конституция. Конституционный акт был предоставлен и Бессарабской области. Получило свой законодательный орган — Сейм — и конституционное устройство Финляндия, также вошедшая в состав России. Таким образом, конституционное правление уже существовало на части территории Российской империи, что внушало надежды на его распространение по всей стране. В 1818 г. даже началась разработка «Уставной грамоты Российской империи» , однако этот документ так и не увидел свет. В 1822 г. император утратил интерес к государственным делам, работа над реформами была свернута, а среди советников Александра I выделилась фигура нового временщика — А. А. Аракчеева, который стал первым после императора человеком в государстве и правил как всесильный фаворит. Последствия реформаторской деятельности Александра I и его советников оказались незначительными. Неожиданная смерть императора в 1825 г. в возрасте 48 лет стала поводом к открытому выступлению со стороны наиболее передовой части российского общества, т. н. декабристов, против устоев самодержавия.
Вся работа, связанная с либерализацией жизни, сосредоточилась в т. н. Негласном комитете, где собрались друзья и приближенные молодого императора — П. А. Строганов, В. П. Кочубей, А. Чарторыйский и Н. Н. Новосильцев — приверженцы конституционализма. Просуществовал комитет до 1805 г. Он занимался в основном подготовкой программы освобождения крестьян от крепостной зависимости и реформой государственного строя. Результатом этой деятельности стал закон от 12 декабря 1801 г. , разрешавший государственным крестьянам, мещанам и купцам приобретать незаселенные земли, и указ от 20 февраля 1803 г. «О вольных хлебопашцах» , дававший помещикам право по их желанию отпускать на волю крестьян с наделением их землей за выкуп.
Серьезной реформой была реорганизация высших и центральных органов государственной власти. В стране учреждались министерства: военно-сухопутных сил, финансов и народного просвещения, Государственное казначейство и Комитет министров, которые получали единую структуру и строились на принципе единоначалия. С 1810 г. в соответствии с проектом видного государственного деятеля тех лет М. М. Сперанского стал действовать Государственный совет. Однако последовательного принципа разделения властей Сперанский провести не мог. Госсовет из промежуточного органа пре-вратился в назначаемую сверху законодательную палату. Реформы начала XIX века так и не затронули основы самодержавной власти в Российской империи.
В царствование Александра I присоединенному к России Царству Польскому была дарована конституция. Конституционный акт был предоставлен и Бессарабской области. Получило свой законодательный орган — Сейм — и конституционное устройство Финляндия, также вошедшая в состав России.
Таким образом, конституционное правление уже существовало на части территории Российской империи, что внушало надежды на его распространение по всей стране. В 1818 г. даже началась разработка «Уставной грамоты Российской империи» , однако этот документ так и не увидел свет.
В 1822 г. император утратил интерес к государственным делам, работа над реформами была свернута, а среди советников Александра I выделилась фигура нового временщика — А. А. Аракчеева, который стал первым после императора человеком в государстве и правил как всесильный фаворит. Последствия реформаторской деятельности Александра I и его советников оказались незначительными. Неожиданная смерть императора в 1825 г. в возрасте 48 лет стала поводом к открытому выступлению со стороны наиболее передовой части российского общества, т. н. декабристов, против устоев самодержавия.