Политика () , (хозяйство, основные знания) , общество (скульптура) , культура (религия, искусство); страны и народы америки (майя, ацтеки, инки); ! 20 ! надо до !
Изучение первого пункта нового материала — «тадеуш костюшко» — можно построить несколькими методическими путями: а) рассказ учителя о биографии руководителя восстания с элементами беседы о причинах и подготовке восстания; б) обсуждение подготовленных учащимися сообщений о т. костюшко (в случае, если учитель предлагал подготовить подобные сообщения в качестве опережающего ). при изучении второго пункта «ход восстания» необходимо раскрыть содержание понятий «акт восстания», «косинеры», «поланецкий универсал», «якобинское» течение в восстании, «наивысшая литовская рада», «пражская резня»; содержание лозунга восстания «свобода, целостность, независимость»; роль я. ясинского и т. вовжецкого в организации и ходе восстания. с этой целью учитель может использовать портреты данных деятелей, а также сообщения учащихся, подготовленные в ходе выполнения опережающего . далее в качестве дополнительного материала приводится хронология основных событий восстания, которую учитель может использовать при объяснении нового материала (например, для организации заполнения учащимися соответствующей хронологической таблицы): 24 марта — начало восстания в кракове. создание высшей национальной рады. 24 апреля — освобождение повстанцами вильно от российских войск и создание наивысшей литовской рады. принят «акт восстания народа великого княжества литовского». 7 мая — победная битва повстанцев под командованием генерала армии вкл якуба ясинского с российскими войсками около деревни поляны (ныне ошмянский р-н). 7 мая — издание т костюшко поланецкого универсала. 9 мая — присоединение части шляхты брестского воеводства к повстанцам. 27 мая — битва с российскими войсками под липнишками, что недалеко от ивья. 12-16 июня — рейд отряда михала огинского по минщине: 13 июня — освобождение от российских войск воложина;
Врезультате разделов речи посполитой 1772, 1793, 1795 годов земли вошли в состав российскойимперии.на территории беларуси начали действовать губернские , царские судебные органы. после ликвидации униатства в 1839 году начался массовый переход в православие. в 1840 году земли получили наименованиесеверо-западный край. попыткой обретения самостоятельности земель было восстание под предводительством к. калиновского в 1863-64 годах. в начале xx века борьба за независимость народа развивалась в русле общего революционного движения. начиная с изданий «мужыцкая прауда» и«гоман»(80-е гг. xix века) и вплоть до газеты«наша нiва» (1906-1915), издаваемой и. и а. луцкевичами, все издания имели социально-политическую направленность. в целом, находясь в составе речи посполитой и российской империи, культура формируется в основном в русле народного творчества, фольклорной традиции, поэтому эта культура впитала в себя особенности крестьянского сознания. сразу же после первого раздела речи посполитой и включения части беларуси в состав российской империи (1772) екатерина ii во всеуслышание объявила, что не думает сколько-нибудь стеснять свободу веры. она учредила в 1773 г. независимую от рима католическую епархию с центром в могилеве, во главе которой был поставлен епископ с.богуш-сестренцевич, представитель местного шляхетства. обеспечивая католикам свободу вероисповедания.по своему новому устройству римско-католическая церковь на территории беларуси не представляла собой замкнутого института, имевшего своего особого государя — папу, независимого от местной власти. в 1795 перестало существовать великое княжество литовское - когда-то великая держава двух современных народов: и литовского. екатерине ii удалось осуществить давнюю мечту царей и захватить его. после присоединения беларуси к россии, имперское правительство начало проводить политику, направленную на нивелировку местных особенностей, имевшую конечной целью сближение и слияние с собственно регионами. на присоединенные земли было распространено административно-территориальное деление на губернии и уезды. в соответствии с реформой 1802 г. на территории беларуси создавалось пять губерний: витебская, могилевская, минская, виленская и гродненская. в 1807 г. по условиям тильзитского мира к россии отошли белосточчина (с 1843 г. в составе гродненской губернии). самодержавие, учитывая пограничное расположение беларуси, а также напряженное политическое и социальное положение, создало здесь генерал-губернаторства: (1772 - 1856 в которое вошли витебская и могилевская губернии, литовское (виленское) (1794 - 1912 в которое входили минская, гродненская и виленская губернии. губернии делились на уезды (примерно по 20-30 тыс. населения в каждом). генерал - губернаторы фактически обладали неограниченными полномочиями. власть генерал-губернаторов опиралась на мощный административный, военно-политический аппарат. население земель на протяжении месяца после опубликования указа правительства о включении в состав россии приводилось к присяге. те, кто отказывался присягнуть, должны были в трехмесячный срок выехать за границу, распродав недвижимое имущество. основным действующим законодательным документом в области гражданского права оставался статут великого княжества литовского 1588г., так как царские власти не решались проигнорировать коренные отличия государственно-правового положения населения земель. местные жители (шляхта) имели возможность занимать различные административные должности, но ведущую роль в краем занимали ставленники имперского центра.