Если нужно для сочинения, можешь почитать и выписать то, что считаешь нужным =)
Важнейшей особенностью средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего упадка культуры сразу после разрушения Римской империи только церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех стран, племен и государств Европы. Церковь была господствующим политическим институтом, но еще более значительно было то влияние, которое церковь оказывала непосредственно на сознание населения. Христианство предлагало людям стройную систему знаний о мире, о его устройстве, о действующих в нем силах и законах. Добавим к этому эмоциональную с его теплотой, общечеловечески значимой проповедьюлюбви и всем понятным нормам социального общежития, с романтической приподнятостью и экстатичностью сюжета об искупительной жертве, наконец, с утверждением о равенстве всех без исключения людей в самой высшей инстанции, чтобы хотя бы приблизительно оценить вклад христианства в мировоззрение, в картину мира средневековых европейцев. Эта картина мира, целиком, определившая менталитет верующих селян и горожан, основывалась главным образом на образах и толкованиях Библии. В средние века исходным пунктом объяснения мира было полное, безусловное противопоставление Бога и природы, неба и земли, души и тела. Средневековый европеец был, безусловно, глубоко религиозным человеком. По удачному выражению С. Аверинцева, Библию читали и слушали в средние века примерно так, как мы сейчас читаем свежие газеты. Мир виделся тогда в соответствии с некоторой иерархической логикой, как симметричная схема, напоминающая две сложенные основаниями пирамиды. Вершина одной из них, верхней – Бог. Ниже идут уровни или ярусы священных персонажей: сначала Апостолы, затем фигуры, которые постепенно удаляются от Бога и приближаются к земному уровню – архангелы, ангелы и тому подобные небесные существа. На каком-то уровне в эту иерархию включаются люди: сначала папа и кардиналы, затем карлики более низких уровней, ниже их простые миряне. Затем еще дальше от Бога и ближе к земле, размещаются животные, потом растения и потом – сама земля, уже полностью неодушевленная. А дальше идет как бы зеркальное отражение верхней, земной и небесной иерархии, но опять в ином измерении и со знаком «минус» , в мире как бы подземном, по нарастанию зла и близости к Сатане. Он размещается на вершине второй пирамиды, выступая как симметричное Богу, как бы повторяющее его с противоположным знаком. Если Бог – олицетворение Добра и Любви, то Сатана – его противоположность, воплощение Зла и Ненависти. Средневековый европеец, включая и высшие слои общества, вплоть до королей и императоров, был не грамотен. К концу XV века церковь осознала необходимость иметь образованные кадры, принялась открывать духовные семинарии. Уровень же образования прихожан был вообще минимальным. Масса мирян слушала полуграмотных священников. При этом сама Библия была для рядовых мирян запретна, ее тексты считались слишком сложными и недоступными для непосредственного восприятия простых прихожан. Толковать ее дозволялось только священнослужителям. Однако их образование и грамотность была в массе, как сказано, очень невысока. Массовая средневековая культура – это культура бескнижная, «догутенбергова» . Она опиралась не на печатное слово, а на изустные проповеди и увещевания. Она существовала через сознание безграмотного человека. Это была культура молитв, сказок, мифов, волшебных заклятий.
Важнейшей особенностью средневековой культуры является особая роль
христианского вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего упадка
культуры сразу после разрушения Римской империи только церковь в течение
многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех
стран, племен и государств Европы. Церковь была господствующим политическим
институтом, но еще более значительно было то влияние, которое церковь
оказывала непосредственно на сознание населения. Христианство предлагало
людям стройную систему знаний о мире, о его устройстве, о действующих в нем
силах и законах. Добавим к этому эмоциональную
с его теплотой, общечеловечески значимой проповедьюлюбви и всем понятным
нормам социального общежития, с романтической приподнятостью и
экстатичностью сюжета об искупительной жертве, наконец, с утверждением о
равенстве всех без исключения людей в самой высшей инстанции, чтобы хотя бы
приблизительно оценить вклад христианства в мировоззрение, в картину мира
средневековых европейцев.
Эта картина мира, целиком, определившая менталитет верующих селян
и горожан, основывалась главным образом на образах и толкованиях Библии. В
средние века исходным пунктом объяснения мира было полное, безусловное
противопоставление Бога и природы, неба и земли, души и тела.
Средневековый европеец был, безусловно, глубоко религиозным
человеком. По удачному выражению С. Аверинцева, Библию читали и слушали в
средние века примерно так, как мы сейчас читаем свежие газеты.
Мир виделся тогда в соответствии с некоторой иерархической
логикой, как симметричная схема, напоминающая две сложенные основаниями
пирамиды. Вершина одной из них, верхней – Бог. Ниже идут уровни или ярусы
священных персонажей: сначала Апостолы, затем фигуры, которые постепенно
удаляются от Бога и приближаются к земному уровню – архангелы, ангелы и
тому подобные небесные существа. На каком-то уровне в эту иерархию
включаются люди: сначала папа и кардиналы, затем карлики более низких
уровней, ниже их простые миряне. Затем еще дальше от Бога и ближе к земле,
размещаются животные, потом растения и потом – сама земля, уже полностью
неодушевленная. А дальше идет как бы зеркальное отражение верхней, земной и
небесной иерархии, но опять в ином измерении и со знаком «минус» , в мире
как бы подземном, по нарастанию зла и близости к Сатане. Он размещается на
вершине второй пирамиды, выступая как симметричное Богу, как бы повторяющее
его с противоположным знаком. Если Бог – олицетворение Добра и Любви, то
Сатана – его противоположность, воплощение Зла и Ненависти.
Средневековый европеец, включая и высшие слои общества, вплоть до
королей и императоров, был не грамотен. К концу XV века церковь осознала
необходимость иметь образованные кадры, принялась открывать духовные
семинарии. Уровень же образования прихожан был вообще минимальным. Масса
мирян слушала полуграмотных священников. При этом сама Библия была для
рядовых мирян запретна, ее тексты считались слишком сложными и недоступными
для непосредственного восприятия простых прихожан. Толковать ее дозволялось
только священнослужителям. Однако их образование и грамотность была в
массе, как сказано, очень невысока. Массовая средневековая культура – это
культура бескнижная, «догутенбергова» . Она опиралась не на печатное слово,
а на изустные проповеди и увещевания. Она существовала через сознание
безграмотного человека. Это была культура молитв, сказок, мифов, волшебных
заклятий.