Период "Смутного времени" связан с прерыванием династии Рюриковичей и дальнейшей борьбой за власть. Данный временной промежуток (со смерти царя Федора Иоановича в 1598 до воцарения Михаила Романова в 1613) характеризуется масштабным экономическим кризисом, народными выступлениями, интервенцией и, конечно же, ожесточенной борьбой за власть со всеми вытекающими последствиями. Во время "Смуты" Россия потеряла огромные территории, утратив мировой авторитет и оказавшись на пороге гибели: польские и шведские интервенты вторглись в русские земли. Деятельность правителей смутного времени (Борис Годунов, Василий Шуйский, Лжедмитрии) не нашла должного народного отклика и носила волюнтарный характер. Особое внимание стоит уделить самозванству: Авантюристы, выдававшие себя за царевича Дмитрия, заручившись поддержкой народных масс и польских интервентов, приходили к власти. В этих событиях отчетливо проявлялся "наивный монархизм" русского населения, готового идти за "законным" представителем династии Рюриковичей, что послужило нагнетанию обстановки в стране и осложнило задачу выхода из кризиса для будущего правительства Романовых.
Реформы в области просвещения и печати. Потребности экономической и политической жизни страны делали необходимыми изменения в организации народного образования. В 1864 г. было опубликовано "Положение о начальных народных училищах", которое расширило сеть начальных учебных заведений. По "Положению" начальные училища разрешалось открывать общественным учреждениям и даже частным лицам, однако все они находились под контролем училищных советов. Преподавали в начальной школе письмо, чтение, правила арифметики, закон божий и церковное пение. Большинство начальных школ было земскими (создавались земствами) , церковно-приходскими и "министерскими" (учрежденные Министерством народного просвещения) . В 1864 г. был введен новый устав гимназий, которые стали разделяться на классические (ориентированные на дворянских и чиновничьих детей) и реальные (в основном для детей буржуазии) . Учились в гимназиях 7 лет. В классических гимназиях делался упор на тщательное изучение древних языков (латыни и греческого) , в реальных вместо "классических" языков читались расширенные курсы естественных наук. Выпускники классических гимназий могли без экзаменов поступать в университеты, "реалисты", в основном, шли в технические высшие учебные заведения.
Особое внимание стоит уделить самозванству:
Авантюристы, выдававшие себя за царевича Дмитрия, заручившись поддержкой народных масс и польских интервентов, приходили к власти. В этих событиях отчетливо проявлялся "наивный монархизм" русского населения, готового идти за "законным" представителем династии Рюриковичей, что послужило нагнетанию обстановки в стране и осложнило задачу выхода из кризиса для будущего правительства Романовых.
Потребности экономической и политической жизни страны делали необходимыми изменения в организации народного образования. В 1864 г. было опубликовано "Положение о начальных народных училищах", которое расширило сеть начальных учебных заведений. По "Положению" начальные училища разрешалось открывать общественным учреждениям и даже частным лицам, однако все они находились
под контролем училищных советов. Преподавали в начальной школе письмо,
чтение, правила арифметики, закон божий и церковное пение.
Большинство начальных школ было земскими (создавались земствами) ,
церковно-приходскими и "министерскими" (учрежденные Министерством народного просвещения) .
В 1864 г. был введен новый устав гимназий, которые стали разделяться на классические (ориентированные на дворянских и чиновничьих детей) и
реальные (в основном для детей буржуазии) . Учились в гимназиях 7 лет.
В классических гимназиях делался упор на тщательное изучение древних языков (латыни и греческого) , в реальных вместо "классических" языков читались расширенные курсы естественных наук. Выпускники классических гимназий
могли без экзаменов поступать в университеты, "реалисты", в основном, шли в технические высшие учебные заведения.