Земли платили дань - ясак. платили ценностями (драгметаллами и пушниной) и рабами. кроме того, хан назначал своих посланников своими представителями в землях, которые осуществляли там деятельность от его имени. им давала специальная грамота с полномочиями - ярлык иго – это политическая и зависимость руси от орды. татаро-монгольское иго представляло собой сложную систему, главной целью которой было использование и военного потенциала руси в интересах золотой орды. в отношении оно проявлялось в ежегодной выплате русью огромной дани татарам или, как называли ее на руси, “ордынский выход”. сборщиками дани были баскаки, которые после специальной переписи собирали дань с дома-хозяйства. политическая зависимость выражалось в изменении положения князей. князья должны были ездить в орду и получать там ханские ярлыки на свои княжества. хан, таким образом, становился источником княжеской власти. зависимость проявилась в том, что с жителей брали не только дань, но и поплужное, ям, «корм» , собирали воинов, ремесленников. большинство исследователей ига считают, что итогами монголо-татарского ига для земель были разрушения и регресс. иго отбросило княжества назад в своём развитии и стало главной причиной отставания россии от стран запада. оно явилось тормозом для роста производительных сил руси, находившихся на более высоком социально- уровне по сравнению с производительными силами монголо-татар, законсервировало на долгое время натуральный характер хозяйства. исследователи отмечают на руси в период ига упадок строительства из камня и исчезновение сложных ремесел, таких как производство стеклянных украшений, перегородчатой эмали, черни, зерни, полихромной поливной керамики. «русь была отброшена назад на несколько столетий, и в те века, когда цеховая промышленность запада переходила к эпохе первоначального накопления, ремесленная промышленность должна была вторично проходить часть того пути, который был проделан до батыя» была создана система зависимости руси от золотой орды 1) князья, попали в политическую - вассальную зависимость к монгольским ханам, так как должны были получать ярлык -ханскую грамоту на правление. ярлык давал право на политическую и военную поддержку со стороны орды. сама процедура получения ярлыка была унизительной. многие князья, особенно в первые годы зависимости, не могли с этим смириться и в орде. при такой системе в политическом отношении княжества сохраняли автономию и администрацию. князья, как и прежде, подвластным населением, но были вынуждены уплачивать подати и подчинятся представителям хана. монгольские ханы осуществляли жёсткий контроль за деятельностью князей, не позволяя им консолидироваться; 2) зависимость земель выражалась в том, что ежегодно люди должны были выплачивать дань. принуждения осуществлялось при четкой системы налогов. в сельской местности был введен поземельный налог – харадж (поплужное - подать с плуга) , в городах – тамга (торговая пошлина) и т. д. для сбора налогов монголы трижды проводили переписи платежеспособного населения, для чего в землю посылались численники. дань с руси, отправляемая хану, получила название ордынского выхода. 3) кроме дани, князья должны были поставлять рекрутов для ханского войска (1 от каждых 10 дворов) . воины должны были участвовать в военных походах монголов.
суть... введение множества новых (в том числе косвенных) налогов, монополизация продажи дегтя, алкоголя, соли и других товаров. копейка становится основной монетой. переход к подушной подати. итоги... увеличение доходов казны в несколько раз. но, во-первых, достигнуто оно счет обнищания основной массы населения, во-вторых - большая часть этих доходов разворовывалась. 2. реформа в сфере образования и науки !создание светской системы образования, в основу которой был положен принцип обязательного обучения дворянства. учеба приравнивалась к государственной службе!(вроде как итог реформы образования) теперь суть... петровская школа создавалась как техническая школа, среди дисциплин преобладали точные науки. появление цифирных школ для обучения детей дворян и чиновников, гарнизонных и адмиралтейских школ для обучения детей солдат, матросов, работных людей. Открытие технических специальных школ в Москве и Санкт-Петербурге. НА СЧЕТ НАУКИ...ПРОСТИ НЕ ЗНАЮ
суть...
введение множества новых (в том числе косвенных) налогов, монополизация продажи дегтя, алкоголя, соли и других товаров. копейка становится основной монетой. переход к подушной подати.
итоги...
увеличение доходов казны в несколько раз. но, во-первых, достигнуто оно счет обнищания основной массы населения, во-вторых - большая часть этих доходов разворовывалась.
2. реформа в сфере образования и науки
!создание светской системы образования, в основу которой был положен принцип обязательного обучения дворянства. учеба приравнивалась к государственной службе!(вроде как итог реформы образования)
теперь суть...
петровская школа создавалась как техническая школа, среди дисциплин преобладали точные науки. появление цифирных школ для обучения детей дворян и чиновников, гарнизонных и адмиралтейских школ для обучения детей солдат, матросов, работных людей. Открытие технических специальных школ в Москве и Санкт-Петербурге.
НА СЧЕТ НАУКИ...ПРОСТИ НЕ ЗНАЮ