Последствия Франция Германия Италия Австрия Конституция + + + +
Республика + – – –
Президент + – – –
Конституционная монархия – + + +
Создание парламента + + – +
Отмена крепостного права х + – +
Выкуп крестьянских повинностей – + – –
Ликвидация сословных привилегий + + – +
Национальное объединение х – – х
Национальное освобождение х х – –
Отмена дворянских титулов + – – –
Гражданские права + + – –
Избирательное право + + – –
Свобода слова и печати + – – –
Последствия революций 1848–1849 гг.
Условные обозначения в таблице
Х – не было необходимости
+ – принято правительством
– – осталось без изменений
Заполни таблицу революция
Подробнее - на -
Результатом выборов стала победа социалистов-революционеров (эсеров), получивших на 16 % голосов больше (40 % по официальным данным), чем большевики.
При этом на выборах в Учредительное собрание партия левых эсеров выступала с партией эсеров по общим спискам, так как организационно левые и правые эсерывплоть до съезда левых эсеров 2—11 декабря (19—28 ноября) 1917 г. представляли единую партию.
Так как в момент составления списков левые эсеры составляли меньшинство в своей партии, они, как правило, оказывались в меньшинстве и в местных организациях, списки составляло правое большинство и своих левых оппонентов помещало в конце списков. В результате, та часть крестьянства, которая отдавала предпочтение левым эсерам, голосуя за общий список, обеспечивала мандатами правых эсеров. Голосование по спискам, не отражавшим удельный вес политических группировок после Октябрьской революции, не могло не повлиять на партийный состав членов Учредительного собрания.
Существуют разные точки зрения о распределении голосов на выборах, однако считается, что большевики одержали победу в городах, тогда как большинство сельского населения поддержало эсеров. Так, в Петрограде в выборах участвовало около 930 тыс. человек, за большевиков было подано 45 % голосов, за кадетов — 27 %, за эсеров — 17 %[3]. В Москве большевики получили 48 %. Значительную поддержку большевикам оказала и армия: на Северном фронте они получили 56 % голосов, на Западном — 67 %; на Балтийском флоте — 58,2 %, в 20 округах северо-западных и центральнопромышленных районов большевиков поддержало в общей сложности 53,1 % избирателей.[4]
Список эсеров получил абсолютное большинство голосов в непромышленных районах и на южных фронтах: по Ставропольскому (на Кавказе) — 90 %, по Алтайскому — 86 %, по Кавказскому фронту — 86 %, по Томскому — 85 %, по Курскому — 82 %, по Пензенскому — 82 %, Воронежскому — 80 %, Тобольскому — 78 %, Вологодскому — 75 %, Тамбовскому — 71 %, Харьковскому — 71 %, Могилёвскому — 70 %, Архангельскому — 69 %, Енисейскому — 66 %, Симбирскому — 64 %, Орловскому — 63 %, Забайкальскому — 61 %, Псковскому — 61 %, Румынскому фронту — 59 %, Самарскому 58 %, Вятскому — 57 %, Рязанскому — 57 %, Приамурскому — 55 %, Нижегородскому — 54 %, Таврическому — 53 %, Иркутскому — 53 %, Астраханскому — 52 %, Пермскому — 52 %, Саратовскому — 52 %, Херсонскому — 51 %.[5]
Относительно хорошими были успехи кадетов в крупных городах. В Петрограде они вышли на второе место с 27 % голосов, а в 11 из 38 губернских городов кадетам даже удалось выйти на первое место, оттеснив большевиков (в частности, в Воронеже — 58 %, в Калуге — 49 %). В то же время в силу громадного преобладания в России крестьянского большинства кадеты в среднем по стране получили всего 4,8 % голосов.
В целом же в выборах приняли участие менее 50 % избирателей (44,5 миллиона из 90). Низкая явка на выборах может объясняться тем, что II Всероссийский съезд советов рабочих и солдатских депутатов ко времени выборов принял все важнейшие декреты и самостоятельно установил форму правления (власть Советов), которая предположительно подразумевала разработку первой конституции в истории страны, и тем самым в какой-то степени уменьшил значение избираемого Учредительного собрания[источник не указан 59 дней].
Левые эсеры в вопросе передачи всей полноты власти Советам поддерживали большевиков. Таким образом, большевики и левые эсеры суммарно получили более 30 % всех голосов. Результаты выборов показали, что большинство голосов (около 80 %) получили социалистические партии.
По мнению историка Эрика Лэндиса, в некоторых случаях на выборах наблюдалось «стадное голосование» (англ. herd voting): так, Моршанский уезд Тамбовской губернии единогласно поддержал большевиков, при том, что в двух соседних избирательных округах коммунисты получили только 98 голосов из 3000 возможных