Повторительно-обобщающий урок по шестой главе «ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА
B XIII первой половине XV вв.»
1. Основываясь на материалах учебника, выявите политические и экономиче-
ские причины завоеваний Чингисхана. Составьте таблицу.
2. Перечислите факторы, которые победам Чингисхана и дол-
гому господству монголов на завоеванных территориях.
3. Почему, по вашему мнению, Чингисхан разделил свое государство на улу-
сы, хотя был сторонником единовластия? Какие улусы были созданы и на
какой территории?
4. Докажите или опровергните мнение, что Тимур разрушал экономику всех
соседних стран, привел к разрушению весь современный ему тюркский
мир, в том числе и Османскую империю.
5. Эмир Пуладчи был уверен, что Туглук-Тимур как чингизид имел право
на верховную власть, т. е. был более легитимным, чем любой эмир, что
вокруг него удастся сплотить весь регион, а не только отдельные племена.
Согласны ли вы, что эмир Пуладчи рассчитал верно, посадив на трон хана-
чингизида? Докажите свое мнение.
6. Назовите основных правителей Могулистана, охарактеризуйте направле-
ния их внешней политики.
7. Назовите факторы, которые и которые препятствовавали
обособлению Ногайской Орды.
8. Опишите государственное устройство Золотой Орды. Назовите особенности
и отличия от государственного устройства Тюркского каганата.
143
трёхлетний поход и завоевание хорезма
первый, так называемый «трёхлетний» поход в западную часть персии и прилегающие к ней области тимур начал в 1386 году. в ноябре 1387 года войска тимура взяли исфахан и захватили шираз. несмотря на успешное начало похода, тимур был вынужден вернуться обратно вследствие нашествия на мавераннахр золотоордынского хана тохтамыша в союзе с хорезмийцами (1387 год). в исфахане был оставлен гарнизон из 6000 воинов, а его правителя шах-мансура из династии музаффаридов тимур увёз с собой. вскоре после ухода основных войск тимура в исфахане произошло народное восстание под предводительством кузнеца али кучека. весь гарнизон тимура был перебит. об ответных действиях тимура против исфаханцев повествует в своих путевых записках иоганн шильтбергер:
«последний тотчас же возвратился, однако в течение 15 дней не мог овладеть городом. поэтому он предложил жителям перемирие на условии, что они передадут в его подчинение 12 тысяч стрелков для какого-то походa. когда эти воины были отправлены к нему, он приказал отрезать у каждого из них большой палец на руке, после чего отправил их назад в город, который вскоре был взят им приступом. собрав жителей, он приказал умертвить всех, кто был старше 14 лет, пощадив тех, кому было меньше лет. головы убитых были сложены в виде башни в центре города. затем он приказал вывести женщин и детей в поле за городом, где отделил детей моложе семи лет. после этого он приказал своим воинам наехать на них своими лошадьми. собственные советники тамерлана и матери этих детей пали перед ним на колени и умоляли его пощадить детей. но он не внял их мольбам, повторил своё приказание, которое, однако, ни один воин выполнить не решался. разгневавшись на них, тамерлан сам наехал на детей и сказал, что хотел бы знать, кто осмелится не последовать за ним. тогда воины были вынуждены последовать его примеру и растоптать детей копытами своих лошадей. всего растоптанных насчитали около семи тысяч. после этого он приказал поджечь город, а женщин и детей увёл в свою столицу самарканд, в котором он не был 12 лет»[33].
определяющими чертами новгородской культуры являлись её простота и доступность. вечевые порядки, свободолюбие и высокая политическая активность городского населения влияли на особенности культурного развития новгородской земли.
каменное зодчество в новгородской земле со временем утратило свою былую монументальность. заказчиками храмов чаще всего были бояре, купцы, общины прихожан. церкви стали строить небольшими и одноглавыми. но эта простота была выразительна, храмы прекрасно вписывались в окружающий пейзаж. много церквей было возведено не только в новгороде, но и в его «пригородах» — пскове, ладоге.
подробнее - на -