1761 год – война с царством Мари и царем Зимрилимом. Успешная победа после нескольких лет сражений значительно расширила границы государства на Востоке;
1764 год – Хаммурапи разгромил объединенную коалицию трех царств (Элам, Эшнунну, Ашшур) и открыл себе доступ к территориям Ирана с металлопроизводящими возможностями;
1763 год – война с Ларсой. Хитрые решения, настойчивость и целеустремленность принесли победу Хаммурапи после нескольких лет истощающих военных действий и осад;
1764 год – разгром царства Эшнунну;
1782 год – разорил город Малгиум и заключил союз с одним из самых могущественных царей Месопотамии Шамши-Ададом I. Договор позволил выиграть время для сбора сил перед очередным сражением;
1781 год присоединение Рапикума и расширение границ государства.
та точка зрения противоречит фактам. Полукочевое хозяйство существовало в определенных условиях наряду с кочевым в течение всей истории кочевничества, т. е. около 3 тыс. лет. Известно немало примеров, когда кочевники, минуя стадию полукочевничества, непосредственно переходили к оседлости, как, например, часть казахов и бедуинов в первые два десятилетия нашего века. И только в отдельных областях по мере интенсивного разложения кочевничества с конца XIX в. наблюдался как частное явление переход кочевников сначала к полукочевому, а затем к полуоседлому и оседлому образу жизни.
Из сказанного видно, что кочевой и полукочевой подтипы скотоводческого кочевнического хозяйства составляют основу одного хозяйственно-культурного типа кочевых скотоводов.
Необходимо подчеркнуть, что многие признаки кочевого и особенно полукочевого хозяйства характерны не только для кочевничества, но и для других типов скотоводства. Из этого следует, что выделить кочевое скотоводство как самостоятельный хозяйственно-культурный тип, а также, по выражению К. Маркса производства[11] только по облику хозяйственной деятельности довольно трудно. Кочевничество — значительное историческое явление, сущность которого заключается не про. сто в ведения хозяйства, а прежде всего в наличии специфического комплекса социально-экономических отношений, племенной общественной организации, политической структуры.
Как уже отмечалось, главным добывания жизненных благ в условиях кочевничества является экстенсивное пастбищное скотоводство с сезонными перекочевками. Образ жизни кочевников характеризовался чередованием войн и периодов относительного затишья. Кочевничество сложилось в ходе очередного крупного разделения труда. На экстенсивной хозяйственной базе возникли своеобразные социальная структура, общественная организация, институты власти.
В связи с важностью проблемы необходимо пояснить, что понимается здесь под «экстенсивностью» хозяйства и своеобразием социальной организации.
1761 год – война с царством Мари и царем Зимрилимом. Успешная победа после нескольких лет сражений значительно расширила границы государства на Востоке;
1764 год – Хаммурапи разгромил объединенную коалицию трех царств (Элам, Эшнунну, Ашшур) и открыл себе доступ к территориям Ирана с металлопроизводящими возможностями;
1763 год – война с Ларсой. Хитрые решения, настойчивость и целеустремленность принесли победу Хаммурапи после нескольких лет истощающих военных действий и осад;
1764 год – разгром царства Эшнунну;
1782 год – разорил город Малгиум и заключил союз с одним из самых могущественных царей Месопотамии Шамши-Ададом I. Договор позволил выиграть время для сбора сил перед очередным сражением;
1781 год присоединение Рапикума и расширение границ государства.
та точка зрения противоречит фактам. Полукочевое хозяйство существовало в определенных условиях наряду с кочевым в течение всей истории кочевничества, т. е. около 3 тыс. лет. Известно немало примеров, когда кочевники, минуя стадию полукочевничества, непосредственно переходили к оседлости, как, например, часть казахов и бедуинов в первые два десятилетия нашего века. И только в отдельных областях по мере интенсивного разложения кочевничества с конца XIX в. наблюдался как частное явление переход кочевников сначала к полукочевому, а затем к полуоседлому и оседлому образу жизни.
Из сказанного видно, что кочевой и полукочевой подтипы скотоводческого кочевнического хозяйства составляют основу одного хозяйственно-культурного типа кочевых скотоводов.
Необходимо подчеркнуть, что многие признаки кочевого и особенно полукочевого хозяйства характерны не только для кочевничества, но и для других типов скотоводства. Из этого следует, что выделить кочевое скотоводство как самостоятельный хозяйственно-культурный тип, а также, по выражению К. Маркса производства[11] только по облику хозяйственной деятельности довольно трудно. Кочевничество — значительное историческое явление, сущность которого заключается не про. сто в ведения хозяйства, а прежде всего в наличии специфического комплекса социально-экономических отношений, племенной общественной организации, политической структуры.
Как уже отмечалось, главным добывания жизненных благ в условиях кочевничества является экстенсивное пастбищное скотоводство с сезонными перекочевками. Образ жизни кочевников характеризовался чередованием войн и периодов относительного затишья. Кочевничество сложилось в ходе очередного крупного разделения труда. На экстенсивной хозяйственной базе возникли своеобразные социальная структура, общественная организация, институты власти.
В связи с важностью проблемы необходимо пояснить, что понимается здесь под «экстенсивностью» хозяйства и своеобразием социальной организации.