На вторую половину 5 в. до н. э. приходится период расцвета древних афин. в это время в афинах жили и работали геродот, философ анаксагор, поэты эсхил, софокл, еврипид, комедиограф аристофан, скульптор фидии. афины украшали многочисленные скульптурные памятники. античный плутарх (ок. 46-ок. 127) писал, что в афинах было больше статуй, чем живых людей. главным героем скульптуры был идеализированный свободный гражданин афин — прообраз многочисленных божеств греческого пантеона. «не рабы они у смертных, не подвластны никому», — так говорится об афинянах в трагедии эсхила «персы» . статуи обожествленных героев и очеловеченных богов украшали улицы и площади города, воспевая увековеченное в мраморе гражданское достоинство и этические нормы, призывали следовать этим образцам воинской доблести и добродетели. все это способствовало зарождению в афинах демократии — первой в политической системы, при которой не военные вожди и не знать, а свободные граждане города-государства стали единственным легитимным источником власти. все важные решения в афинах принимались только по воле общего собрания граждан, обладавших равными правами.
местного населения прелестные грамоты "прелестные письма" или «прелестные грамоты» - это своеобразная идеология бунтовщиков, в которой истинные восставших объяснялись и подменялись наивным монархизмом, то есть служению государю. получалось, что во имя государя и во славу его можно и бояр «потрепать». с началом нового похода степана разина на волгу в мае 1670 г. движение приняло антикрепостнический характер — восставшие уничтожали помещиков, воевод и чиновников. повстанцы создавали свои органы власти в форме казачьего ; повсеместно выбирались городовые старшины, атаманы, полковники, есаулы, сотники крестьянскому движению была свойственна царистская идеология. осуждая бояр и воевод как царских изменников, разин призывал в «прелестных грамотах» послужить царю «и чорным людем дать свободу» повстанцы объявляли, что в их войске находится царевич алексей алексеевич, идущий на москву по указу своего отца «побить» бояр, дворян и торговых людей «за измену» . восставшие пытались использовать низложение никона, заявляя о намерении восстановить его на патриаршеском престол