Примером масштабных реформ образования под влиянием социальных изменений являются реформы в России ХХ века. Революция 1917 г. поставила задачи ликвидации безграмотности населения (раньше задача так не формулировалась, поэтому не было и механизма ее реализации), общедоступности образования, его унификации (идея единой школы), контроля со стороны государства (идея государственного образования). Разработка содержания, структуры, методов и форм образования (А. В. Луначарский, Н. К. Крупская и др.) соединялась (нередко в противоречивых отношениях) с новой концепцией воспитания, основанного на коллективизме (см. Макаренко А. С., 1983–86), с деятельностной психологической концепцией (см. Выготский Л. С., 1982–84). Компромисс был достигнут в концепции воспитывающего обучения (воспитание — функция образования), которая была положена в основу реформ образования в СССР во второй половине ХХ века, придав им определенную специфику, определив как их достижения, так и просчеты.
В отличие от Англии, Франции, США, в которых необходимые предпосылки для промыш-ленного переворота создавались буржуазными революциями XVII-XVIII вв., в России промыш-ленный переворот начался до проведения буржуазных реформ. В 30-40-х гг. XIX в. в условиях господства феодальных отношений начался промышленный переворот в России. Переход от руч-ного труда к машинному охватил хлопчатобумажную отрасль, обеспечив рост производительно-сти труда и объема производства, затем – свеклосахарную, писчебумажную отрасли. Только в Мо-сковской губернии к 1856 г. насчитывалось 152 паровые машины.