В
Все
М
Математика
О
ОБЖ
У
Українська мова
Д
Другие предметы
Х
Химия
М
Музыка
Н
Немецкий язык
Б
Беларуская мова
Э
Экономика
Ф
Физика
Б
Биология
О
Окружающий мир
Р
Русский язык
У
Українська література
Ф
Французский язык
П
Психология
А
Алгебра
О
Обществознание
М
МХК
В
Видео-ответы
Г
География
П
Право
Г
Геометрия
А
Английский язык
И
Информатика
Қ
Қазақ тiлi
Л
Литература
И
История
Grinberg2003
Grinberg2003
24.12.2022 06:28 •  История

Примеры вляния запада на культуру россии

Показать ответ
Ответ:
Altry
Altry
05.12.2019 17:03

ответ:

в течение 7 веков византийского влияния на русь шли богослужебные книги: «жития святых», «евангелия», «псалтырь», тексты канонических церковных книг, «слова нравоучительные» и. златоуста, «шестоднев» в. великого, «лествица» иоанна лествичника, «слово о православной вере» иоанна , - направленные на цели нравственного совершенствования человека. но эти знания и книги не в обустройстве материальной жизни, в земледелии, ремесле, промышленности. уже в начале xvii в. под воздействием событий смутного времени, политической катастрофы и унижения, пережитого в это время россией, военных неудач, у всех сословий общества по является чувство неудовлетворенности состоянием дел во всех сферах жизни нашего общества, углубленное расколом в православной церкви. всеми мыслящими людьми россии это состояние оценивалось как отсталость, неадекватность действий правящей и духовной элиты запросам времени.

эти чувства и оценки появляются задолго до петра i в умах тонкого и особо восприимчивого к изменениям, чуткого к необходимости перемен, слоя правящей и светской духовной элиты россии, раньше и чаще других соприкасавшегося с достижениями западной цивилизации. этому же слою элиты было доступно осознание исходящей из западной цивилизации опасности для самого существования россии.

заимствование готовых продуктов западной культуры началось уже в xv в. в виде военно-технических новшеств, военных специалистов, врачей, мастеров, художников, предметов быта и роскоши для царского двора и высшей знати (закупались часы, карты, глобусы и другие изделия ремесла и искусства).

однако в среде правящей и светской духовной элиты, образовавшейся к тому времени, все глубже осознавалась жизненная важность глубоких перемен в сфере образования, подготовки специалистов, организации труда, армии. очевидно, что необходимость таких перемен и усилий определялась агрессивным соседом - западной цивилизацией, характер отношения которой к россии не мог вызывать никаких иллюзий.

реформы петра i имели своих практических и идейных предшественников: идеи григория котошихина, преобразовательную программу для всего славянства юрия крижанича, преобразовательные программы государственных деятелей периода царствования алексея романова - а.л. ордин-нащокина, ф.м. ртищева, а.с. матвеева, проводившие реформы в сфере и образования.

второй причиной, вынудившей россию к заимствованиям достижений западной цивилизации, явилось то обстоятельство, что духовная элита россии - православная церковь не осуществила своевременно реформирование системы образования в стране с учетом потребностей времени и опасностей, исходящих от социокультурного соседства россии. московская русь в лице духовенства долго и упорно сопротивлялась распространению западной, латинской образованности, основы которой составляла экспериментальная наука, естествознание и философия. церковные иерархи полагали, что обращение к достижениям человеческого разума вместо священного писания вовлечет россию в «тьму поганских наук», что возвеличивание человеческого разума несовместимо с духовно-нравственными ценностями православия, что плоды западного просвещения привлекательны, но направлены на повышение ценности земной грешной жизни, спасти же душу человека может только православная вера и обращение к высшему разуму.

к сожалению, российское духовенство, прибегая к запретам, угрозам, преследованию и разрушению элементов «новой образованности», так и не выполнило своей социокультурной миссии - не предложило своей позитивной программы развития образования в россии, направленной на удовлетворение мирских потребностей и обеспечение безопасности россии, ее противостояния западу.

иначе говоря, надо четко осознавать, что церковная иерархия этого времени не выполнила свою инновационную функцию в области культурного развития россии и тем самым открыла дорогу непосредственным заимствованиям достижений запада петром i и обусловила методы проведения реформ петром i.

0,0(0 оценок)
Популярные вопросы: История
Полный доступ
Позволит учиться лучше и быстрее. Неограниченный доступ к базе и ответам от экспертов и ai-bota Оформи подписку
logo
Начни делиться знаниями
Вход Регистрация
Что ты хочешь узнать?
Спроси ai-бота