В результате колонизации в XVI—XIX веках территорий Севера, Поволжья, Урала, Сибири, Дальнего Востока, вхождения в состав России ряда народов образовалось многонациональное государство (см. Российская империя) .
1801 год. 22 декабря 1800 года Павел I, выполняя грузинского царя Георгия XII, подписывает Манифест о присоединении Грузии (Картли-Кахетии) к России, обнародованный 18 января 1801 г.
12 (24) марта 1801 г. император Павел убит в результате аристократического заговора. Заговорщики, связанные с английской миссией в Петербурге, были недовольны сближением императора Павла с Францией, что угрожало интересам Англии и крупных российских землевладельцев, зависящих от английского рынка.
1806—1812 годы: третья русско-турецкая война.
Русские войска вошли в Дунайские княжества с целью побудить Турцию прекратить зверства турецких войск в Сербии. Война велась на Кавказе, где было отражено нападение турецких войск на Грузию, взяты Анапа и Поти, и за Дунаем были взяты Орсово, Рущук, Журжа, Турно и Плевна. В 1811 Кутузов заставил отступить войско визиря Ахметбея. По заключенному в 1812 г. миру в Бухаресте Россия получила Бесарабию. Поход в Индию был отменён.
Русско-персидская война (1804—1813)
Русско-шведская война (1808—1809)
Тильзитский мир 1807, образование на части земель бывшей Речи Посполитой Герцогства Варшавского.
Россия отразила французское вторжение в Отечественной войне 1812 года. Великая Армия Наполеона, численностью в 620 тысяч человек и составленная из представителей многих европейских наций Европы, была разгромлена. В ходе военных действий западные регионы России подверглись значительному опустошению.
1813—1814 годы: европейский освободительный поход русской армии.
В январе 1813 русские войска, преследуя Наполеона, переправляются через Неман и входят в пределы Пруссии. Начинается освобождение Германии от французских оккупационных войск, в котором принимают участие прусские подразделения. 4 марта русские войска освобождают Берлин, 27 марта занимают Дрезден, 18 марта при содействии прусских партизан освобождают Гамбург. 16-19 октября происходит генеральное сражение под Лейпцигом, получившее название «битва народов» , французские войска разбиты объединёнными русско-прусско-австрийскими силами. 31 марта 1814 г. русские войска входят в Париж. К России отошла большая часть Варшавского герцогства (кроме Познани) . В 1815 году русские войска в составе антифранцузской коалиции при 2-кратном численном превосходстве (300 тыс. против 150 тыс. ) разбивают войска вернувшегося из ссылки Наполеона.
1818—1819 годы: отмена крепостного права в некоторых прибалтийских губерниях. Крестьяне освобождаются без земли и превращаются в сельский пролетариат. Привилегии, получаемые западными регионами Российской империи, становятся причиной серьёзного разрыва в социально-экономическом развитии различных территорий страны.
Переход к христианству имел огромное историческое значение и сказался на всех сферах жизни древнерусского общества. Крещение преодолеть языческий изоляционизм восточных славян, объединило их в единое древнерусское общество, создав духовную основу русской государственности. Став христианином, человек переставал себя ощущать только частью какого либо локального коллектива (семьи, общины, племени, в дальнейшем - сословия) , все более осознавая себя русским православным. Христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала как социальные протесты и насилие со стороны низов общества, так и чрезмерную тягу к богатствам и насилие со стороны его верхов. При этом она формировала уважение к власти, т. к. “несть власти не от Бога”, воспитывала терпимость к ближнему. Да и в целом, христианство, резко противопоставляя идеальное материальному духовному развитию человека. Принятие христианства повлекло за собой и качественные сдвиги в развитии культуры. Распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Благодаря Византии и Болгарии Русь познакомилась с достижениями античной культуры. Принятие христианства повлекло за собой зарождение каменного зодчества, возникновение иконописи, фресковой живописи. В монастырях велось летописание. Крупные церковные храмы типа Софийского собора в Киеве становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси. Православная церковь не только образовывала, но и воспитывала древнерусское общество. Смягчая нравы, церковь упорно боролась против многоженства и других языческих пережитков, активно выступала она и против рабства. Таким образом, христианизация формированию русской цивилизации, ставшей разновидностью христианского европейского мира. В то же время своеобразие русского православия определило и значительные отличия русской цивилизации от европейской. Основу христианского учения представляет идея индивидуального достигаемого путем нравственного самосовершенствования и духовного очищения. Приближение к Богу достигается через подавление в себе всего плотского и материального, дьявольского. На Руси же в условиях сохранения общины и коллективистских принципов, идея личности не получила должного развития, христианство воспринималось как учение, указывающее путь для всего народа, или, как будут говорить славянофилы в Х1Х в. , -соборной личности. В итоге, западноевропейское “прочтение” христианства, исходящее из того, что человека зависит от его собственной воли, открывало больше возможности для самостоятельности, а следовательно и внутренней свободы человека, что создавало духовные предпосылки для становленияличности и достижения ею внешней свободы. В результате этой активности личности и происходило более динамичное развитие европейских стран. Православие, воспринимая общество как единое целое, которому каждый человек обязан служить, побуждало личность жертвовать своими интересами во имя общего. Более требовательно оно относилось и к человеку, ориентируя его не на внешнее обустройство мира, а на достижение морального совершенства Это приводило к аскетизму, стремлению не при мир согласно своим потребностям, а качественно преобразовать его, добившись коллективного Однако трудность достижения как духовного совершенства, так и особенно одухотворения мира, его очень часто приводила к разочарованию и, в итоге, - к отпадению человека от бога. В русской истории эти периоды были отмечены народными бунтами, преступлениями и другими социальными бедствиями. Переходы же от одной крайности к другой, т. е. от стремления к идеалу, а затем - к резкому отказу от него, определяли циклический, инверсионный характер русской истории.
1801 год. 22 декабря 1800 года Павел I, выполняя грузинского царя Георгия XII, подписывает Манифест о присоединении Грузии (Картли-Кахетии) к России, обнародованный 18 января 1801 г.
12 (24) марта 1801 г. император Павел убит в результате аристократического заговора. Заговорщики, связанные с английской миссией в Петербурге, были недовольны сближением императора Павла с Францией, что угрожало интересам Англии и крупных российских землевладельцев, зависящих от английского рынка.
1806—1812 годы: третья русско-турецкая война.
Русские войска вошли в Дунайские княжества с целью побудить Турцию прекратить зверства турецких войск в Сербии. Война велась на Кавказе, где было отражено нападение турецких войск на Грузию, взяты Анапа и Поти, и за Дунаем были взяты Орсово, Рущук, Журжа, Турно и Плевна. В 1811 Кутузов заставил отступить войско визиря Ахметбея. По заключенному в 1812 г. миру в Бухаресте Россия получила Бесарабию. Поход в Индию был отменён.
Русско-персидская война (1804—1813)
Русско-шведская война (1808—1809)
Тильзитский мир 1807, образование на части земель бывшей Речи Посполитой Герцогства Варшавского.
Россия отразила французское вторжение в Отечественной войне 1812 года. Великая Армия Наполеона, численностью в 620 тысяч человек и составленная из представителей многих европейских наций Европы, была разгромлена. В ходе военных действий западные регионы России подверглись значительному опустошению.
1813—1814 годы: европейский освободительный поход русской армии.
В январе 1813 русские войска, преследуя Наполеона, переправляются через Неман и входят в пределы Пруссии. Начинается освобождение Германии от французских оккупационных войск, в котором принимают участие прусские подразделения. 4 марта русские войска освобождают Берлин, 27 марта занимают Дрезден, 18 марта при содействии прусских партизан освобождают Гамбург. 16-19 октября происходит генеральное сражение под Лейпцигом, получившее название «битва народов» , французские войска разбиты объединёнными русско-прусско-австрийскими силами. 31 марта 1814 г. русские войска входят в Париж. К России отошла большая часть Варшавского герцогства (кроме Познани) . В 1815 году русские войска в составе антифранцузской коалиции при 2-кратном численном превосходстве (300 тыс. против 150 тыс. ) разбивают войска вернувшегося из ссылки Наполеона.
1818—1819 годы: отмена крепостного права в некоторых прибалтийских губерниях. Крестьяне освобождаются без земли и превращаются в сельский пролетариат. Привилегии, получаемые западными регионами Российской империи, становятся причиной серьёзного разрыва в социально-экономическом развитии различных территорий страны.
Восстание декабристов 1825 и его подавление.
Крещение преодолеть языческий изоляционизм восточных славян, объединило их в единое древнерусское общество, создав духовную основу русской государственности. Став христианином, человек переставал себя ощущать только частью какого либо локального коллектива (семьи, общины, племени, в дальнейшем - сословия) , все более осознавая себя русским православным.
Христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала как социальные протесты и насилие со стороны низов общества, так и чрезмерную тягу к богатствам и насилие со стороны его верхов. При этом она формировала уважение к власти, т. к. “несть власти не от Бога”, воспитывала терпимость к ближнему.
Да и в целом, христианство, резко противопоставляя идеальное материальному духовному развитию человека.
Принятие христианства повлекло за собой и качественные сдвиги в развитии культуры. Распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Благодаря Византии и Болгарии Русь познакомилась с достижениями античной культуры. Принятие христианства повлекло за собой зарождение каменного зодчества, возникновение иконописи, фресковой живописи. В монастырях велось летописание. Крупные церковные храмы типа Софийского собора в Киеве становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси.
Православная церковь не только образовывала, но и воспитывала древнерусское общество. Смягчая нравы, церковь упорно боролась против многоженства и других языческих пережитков, активно выступала она и против рабства.
Таким образом, христианизация формированию русской цивилизации, ставшей разновидностью христианского европейского мира.
В то же время своеобразие русского православия определило и значительные отличия русской цивилизации от европейской. Основу христианского учения представляет идея индивидуального достигаемого путем нравственного самосовершенствования и духовного очищения. Приближение к Богу достигается через подавление в себе всего плотского и материального, дьявольского. На Руси же в условиях сохранения общины и коллективистских принципов, идея личности не получила должного развития, христианство воспринималось как учение, указывающее путь для всего народа, или, как будут говорить славянофилы в Х1Х в. , -соборной личности. В итоге, западноевропейское “прочтение” христианства, исходящее из того, что человека зависит от его собственной воли, открывало больше возможности для самостоятельности, а следовательно и внутренней свободы человека, что создавало духовные предпосылки для становленияличности и достижения ею внешней свободы. В результате этой активности личности и происходило более динамичное развитие европейских стран. Православие, воспринимая общество как единое целое, которому каждый человек обязан служить, побуждало личность жертвовать своими интересами во имя общего. Более требовательно оно относилось и к человеку, ориентируя его не на внешнее обустройство мира, а на достижение морального совершенства Это приводило к аскетизму, стремлению не при мир согласно своим потребностям, а качественно преобразовать его, добившись коллективного Однако трудность достижения как духовного совершенства, так и особенно одухотворения мира, его очень часто приводила к разочарованию и, в итоге, - к отпадению человека от бога. В русской истории эти периоды были отмечены народными бунтами, преступлениями и другими социальными бедствиями. Переходы же от одной крайности к другой, т. е. от стремления к идеалу, а затем - к резкому отказу от него, определяли циклический, инверсионный характер русской истории.