Прочитайте тексты и выполните задание:
Марк Порций Катон (234—149 гг. до н. э.) — видный государственный деятель, оратор и историк. В трактате «Земледелие» он дал описание виллы, типичной для центральной Италии, где дается описание деятельности рабов.
«Если стояла дождливая погода, то вот работы, которые можно делать и в ливень: мыть долии (сосуды для вина) и осмаливать их, прибирать усадьбу, переносить хлеб, выносить навоз наружу, устраивать навозную кучу, очищать зерно, починять веревки, плести новые; рабам надлежало в это же время заняться починкой своих одеял и плащей. По праздникам можно было чистить старые канавы, прокладывать общественную дорогу, вырезать колючие кусты, вскапывать огород, обкашивать луга, резать веники, вырывать колючую траву, наводить чистоту...»
Однажды на заседании римского Сената один из ораторов закончил свою речь словами: «Нет ничего совершеннее, чем наше общество. У нас ничего, что противоречило бы справедливости и добродетели. Что же касается рабов, то их, собственно, не следует брать в расчет».
А) В чём состояла разница между свободным человеком и рабом в древнегреческом и древнеримском обществах? Укажите не менее двух отличий. Сформулируйте развернутый вывод о том, справедливо ли было устроено древнеримское общество.
Б) Где применялся труд рабов (докажите свое мнение строчками из документа, приведите 3 примера)?
Современные представления о жизни далеких предков основываются на изучении мест стоянок, пещер, гротов, где сохранились остатки труда человека — каменные орудия, отходы при их изготовлении, остатки пищи — кости животных. Немалое значение имеют и этнографические данные из жизни так называемых отсталых народностей современности. Они позволяют лучше объяснить некоторые стороны материальной и духовной культуры древнейшего человечества. Но главную информацию все же дает наиболее массовый материал первобытного общества — каменные орудия труда.
История человечества делится на большие периоды, связанные с развитием той или иной
Объяснение:
лихан Букейханов родился в марте, по одним данным, в 1866, по другим - в 1869, а в энциклопедии «Казахстан» - в 1870 году. (Алихан Букейханов и Владимир Ильич Ленин (Ульянов) родились примерно в один и тот же период. Оба были видными политическими фигурами своей эпохи и оба стали участниками величайших революционных событий начала ХХ века.)
Алихан Нурмухаметович Букейхановродился в небольшом ауле современного Актогайского района Карагандинской области. Потомок чингизидов, в детстве Алихан проходит обучение у нанятых наставников, затем учится в трехклассной русско-казахской школе. Образование он продолжил в Омском техническом училище, а затем и Санкт-Петербургском Императорском лесном институте.
С детских лет Алихан жил в атмосфере высокой интеллектуальной жизни. Он был хорошо знаком с творчеством Абая, Шортамбая, прекрасно знал историю и географию родного края. В то же время, как ученик трехклассной школы, он был не понаслышке знаком с русской и мировой культурой. Обучаясь в Омске, а затем в Санкт-Петербурге, Алихан близко сходится с представителями европейской интеллигенции. В числе его друзей были такие крупные ученые, как Григорий Потанин, академики, профессора Г.А. Щербина, С.П. Шевцов, В. Бартольд, В. Радлов. Будучи избранным в состав I и II Государственной Думы, имел тесные отношения с А.Ф. Керенским, В. Шульгиным, Н.С. Чхеидзе и другими представителями России, Украины, Кавказа, Финляндии, Польши.