Прочтите список слов (словосочетаний) и напишите слова (словосочетания), относящееся к теме Олимпийские игры в древности. Гвардия бессмертных, пятиборье, шадуф Иерусалимский храм, даосизм, гладиаторы, ипподром. Объясните смысл этого слова (словосочетания).
Достижения тверских мастеров сыграли большую роль в сохранении и приумножении культурного наследия средневековой Руси. Строились храмы, монастыри, создавались сложные инженерные сооружения оборонительного назначения – крепостные стены, ворота и башни. Храмы украшались иконами местной художественной школы иконописи, стены храмов расписывались фресками, передававших содержание Священной истории. В княжестве началось самостоятельное летописание, причём велось оно не только в Твери, но и в Кашине. Чеканились собственные деньги, создавались книги, украшенные миниатюрами. Бережно хранились книги, полученные из Киева и Константинополя. В XV веке в Твери раньше, чем в других землях, началось производство пушек. В Твери развивается грамотность. Школы открываются при монастырях и церквях. Грамотными были не только люди богатые и знатные, но и простые горожане. Доказательством тому является содержание найденных тверских берестяных грамот. Тверь вела обширную торговлю не только с русскими землями, но и иноземцами Запада и Востока. Далёкие путешествия купцов за пределы русских земель были делом опасным, рискованным, но не редко весьма прибыльным. Во второй половине XV века удивительное путешествие в Индию совершил тверской купец Афанасий Никитин. События, свидетелем и участником которых стал Никитин, известны по его путевым заметкам. Свой труд Тверитянин назвал «Хожением за три моря». Это произведение является первым в Европе правдивым описанием народов Индии и Востока. «Хожение за три моря», стало не только значительным литературным произведением Московской Руси, но и как исторический источник включено в Московскую летопись XV в. Достижения культуры Тверского княжества XIII-XV веков являются значительным вкладом в развитие общерусской культуры.
В 1598 году Борис Годунов оказался на троне. Во время торжеств, посвященных его венчанию на царство, Годунов поклялся, что в Московском государстве больше не будет нищих и бедных. Он обещал снять с себя последнюю рубашку, лишь бы народу жилось хорошо.
Однако хоть и приобрел он большой опыт в управлении державой при Федоре Ивановиче, на деле все оказалось гараздо сложнее. В стране разразилась великая смута: одно потрясение следовало за другим. а одна беда сменялась другой бедою.
Так с 1601 года три лета подряд случались неурожаи и поэтому каким бы хорошим и умелым царем ни был Борис, он не мог предотвратить свирепый голод, какое никогда не бывало. Цены на хлеб и другие продукты невиданно подскочили. С лютой голодухи россиянам приходилось есть собак и кошек, жевать сено и солому. Тела мертвых и умирающих лежали на улицах. Стража не успевала увозить погибших отголода за город, где их сбрасывали в ямы.
Натерпевшись от голода народ, услышав о царевиче Дмитрии, возликовал. Многие были уверены, что это Бог наказывает Россию за то, что люди приняли злодея Годунова в качестве царя, а ведь на нем грех убийства, так как он погубил законного наследника престола.
Очень часто и открыто стали раздаваться призывы постоять за подлинного государя и ему отнять царство у Бориса "супостата" и "аспида".
Страну охватили раздоры, вспыхнули народные волнения. Невозможно стало поддерживать порядок. Все это так сильно подействовало на царя, что он скоропостижно умер. Однако в народе бытовало и другое мнение: ходили слухи, что царь отравился, чтобы избежать позорного конца своего правления.