При изучении истории Золотой Орды российские школьная литература, как правило, не показывают той особой разницы между монголами и татарами, а это, в свою очередь, приводит к такому распространенному, но явно ошибочному мнению о том, что воины хана Батыя представляли собой исламскую армию. Это мнение формируется как бы по умолчанию. Углубленный подход при освещении данной темы в изучении того периода российской истории практически отсутствует. Однако исторические факты показывают нам, что столкновения с завоевателями происходили не по принципу — христианства против ислама, и даже — не славяне против тюрков. Уже битва на Калке заставляет задуматься о явной ошибочности подобного подхода, поскольку в ней, как известно, войску Субедея противостояла объединенная армия русских и половцев, бывших, как известно, тюрками. Еще одним историческим фактом, дающим понять о закравшейся ошибке, служит разгром Батыем мусульманской Волжской Булгарии, после чего основная часть волжских булгар ищет и находит приют на русской территории. Но кем же в этническом и религиозном плане являлись тогда воины Чингисхана? Очевидно, что верхушку армии составляли сами монголы, хотя в войсках было и немало тюркских войск. Но проповедовали ли они ислам? Можно сказать, что если в составе этой армии и были приверженцы Ислама, то они составляли 0,01%, так как подавляющее число воинов являлось обычными язычниками. Но проходит совсем немного времени, и потомки Чингисхана обращаются в Ислам, что, несомненно, является своего рода чудом, так как завоеватели фактически принимают религию покоренных ими народов. Приблизительно с середины ХIII до середины XV веков исламское вероучение, заметно расширяя свои границы, становится идейной основой для многих племен и народов Восточной Европы и Западной Сибири. Первым ханом-мусульманином стал брат Батыя хан Берке, который принял Ислам от суфийских проповедников. Несмотря на это никаких религиозных притеснений в ставшем фактически независимом государстве не последовало. Зато мусульманские племена и народы, вошедшие в новое государство, получили дополнительный импульс для своего дальнейшего развития. Впрочем, потомки Чингисхана — чингизиды практически никогда не вмешивались во внутренний уклад жизни покоренных народов, о чем свидетельствует и история Православия на Руси. Даже не испытывавший к татарам особых симпатий известный историк Н. Карамзин, вынужден был признать, что хан Берке «позволил Россиянам …свободно отправлять христианское богослужение, так что митрополит Кирилл в 1261 г. учредил для них особую экзархию под названием Сарской». При хане Берке завязались и тесные контакты с государством мамлюков в Египте, что, естественно, духовно обогатило народы Золотой Орды. При этом в столице, названной по имени хана Сарай-Берке, а также во многих других городах поощрялось строительство мечетей и медресе. Однако вскоре такая политика встретила ожесточенное сопротивление окружавшей хана элиты, которая требовала от него соблюдения Ясы Чингисхана. В результате этого распространение Ислама натолкнулось на ощутимые преграды в лице, прежде всего верховных шаманов, которые еще имели определенный вес в языческих кругах, представители которых и составляли большую часть ордынской элиты После смерти первого хана-мусульманина на престол вставали язычники, однако многие представители элиты уже были покорены силой духа Ислама, что в итоге хану Узбеку, который не только официально исповедовал Ислам, но и возвел его в ранг государственной религии. Новый правитель Золотой Орды, в отличие от своего предка хана Берке, не стал терпеть сопротивление шаманской знати и после их откровенных выступлений разобрался с ними по законам военного времени (тем более, что неугодные ханы частенько умирали при невыясненных обстоятельствах, как, например, хан Берке). С возведением Ислама в ранг официальной религии начался небывалый расцвет этого мощного и обширного государства.