педагогическая ценность преподавания на основе изучения родного края была осознана давно. уже достаточно отчетливо эта идея формулировалась в “великой дидактике” я. коменского в первой половине xvii в.
в дореволюционной школе принцип родиноведения в преподавании получил определенное развитие в первой половине xix в.
в 1840 г. в предисловии к учебнику ф. студитского сказано, что нужно начинать с “того места, где живут люди”. эта же мысль была высказана в предисловии к учебнику д. д. семенова (1862). идеи родиноведения получили отчетливое отражение в первой методике преподавания “педагогические заметки для учителей” (1864) того же д. д. семенова.
начавшаяся в 70—90-х годах реакция резко повернула преподавание в школах россии к идеям религии, самодержавия и схоластики.
некоторое оживление родиноведческого начала в обучении вновь наблюдалось в конце xix—начале xx в. однако при царизме в школах россии родиноведение не получило массового развития. до революции и в первые годы советской власти школьное краеведение называлось родиноведением. впервые термин “краеведение” был предложен в 1914 г. маньковым, но широко вошел в употребление лишь в советское время (см.: н. ф. куразов. методика преподавания . м., учпедгиз, 1950, стр. 59).
в условиях советской школы широко раскрылись двери просвещению. уже первые советские программы по в 20-х годах были составлены на основе краеведения.
развитие школьного краеведения нашло отражение в постановлении цк вкп(б) от 25 августа 1932 г. “об учебных программах и режиме в начальной и средней школе”. в нем говорилось: “признать необходимым в учебные программы по обществоведению, , языкам, и ввести важнейшие знания, касающиеся национальных культур народов , их , искусства, развития, а также и элементы краеведения (природные особенности, промышленность, сельское хозяйство, соц.- развитие и т. д.)” (“сборник руководящих материалов о школе”. м., изд-во апн рсфср, 1952, стр. 62—63.)
новый подъем школьного краеведения имел место после великой отечественной войны 1941—1945 гг. особенно широкого распространения он достиг в последние годы.
перед тем как перейти к анализу современного состояния краеведения в наших школах, остановимся на раскрытии понятий “краеведение”, “школьное краеведение”, “ краеведение”.
по вопросу о краеведении написано немало работ. однако до сих пор нет единого понимания термина “краеведение”. обычно считается, что краеведением занимается каждый, кто непосредственно изучает то или иное природное или общественное явление на данной территории. однако большинство авторов сходятся на том, что “краеведение ставит себе такие же , как и ». оно стремится не только собрать данные о какой-то территории, но и поставить их в зависимость, выяснить влияние одних факторов на другие, т. е. стремится также дать комплексную картину природы и жизни в данной местности” (а. с. барков. вопросы методики и . (избранные работы.) м., изд-во апн рсфср, 1961, стр. 74.) исходя из того, что объект и методы изучения и краеведения , а. с. барков рассматривал краеведение как “малую ”, или, точнее, как “малое страноведение”. однако он не исключал, а предполагал возможность и краеведения , , зоологического и т. д.
социализм может быть побежден только оружием свободы». 6. колониальные авантюры и рост националистических настроений — курс на участие в мировой войне.
возможная личностно значимая проблема: политика правительства, направленная на создание империи путем захватнических войн, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасного существования
планируемые результаты изучения материала
учащиеся углубляют знания о возрастающей роли государства в процессе модернизации страны в эпоху монополистического капитализма; знакомятся с такой функцией государства, как вмешательство в ; в негативных последствиях нищеты населения — росте насилия и эмиграции; политику колониальных захватов и националистическую пропаганду, подготовившие вступление италии в первую мировую войну
методы обучения
и формы организации учебной деятельности
проблемный или частично поисковый метод.
познавательные : 1. сравните развитие италии в конце xix в. с развитием любой другой известной вам западноевропейской страны. укажите особенности развития монополистического капитализма в италии. 2. как вы думаете, почему проникновение на внешние рынки стало для итальянских предпринимателей «вопросом жизни или смерти»? 3. подумайте, что имел в виду джованни джолитти, когда сказал, что «социализм может быть побежден только оружием свободы». согласны ли вы с его точкой зрения? 4. российский н. н. кареев в начале xx в. написал об италии: «народ был беден до объединения и остался бедным после объединения». как вы думаете, на основании каких явлений в развитии италии н. н. кареев мог сделать такой вывод?
форма урока: комбинированный урок или школьная лекция.
приемы деятельности учителя: образное повествование (конституционная монархия; развитие страны), картинное описание (плата за отсталость страны — эмиграция; «движения протеста в стране»; «социализм может быть побежден только оружием свободы»), конспективное повествование (колониальные авантюры и рост националистических настроений)
развитие умений учащихся
учатся рационально выполнять ; логически осмысливать и излагать информацию; решать познавательные ; оценивать явления; воссоздавать образы; сравнивать и анализировать
основные понятия
и термины
арбитр
источники информации: школьные
и внешкольные
учебник, § 22. рабочая тетрадь. карты: «объединение италии», «европа в конце xix — начале xx в. развитие», «мир к 1914 г.» образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной : монархи европы: судьбы династий. — м.: республика, 1996. — с. 374—378
ответ:
объяснение:
педагогическая ценность преподавания на основе изучения родного края была осознана давно. уже достаточно отчетливо эта идея формулировалась в “великой дидактике” я. коменского в первой половине xvii в.
в дореволюционной школе принцип родиноведения в преподавании получил определенное развитие в первой половине xix в.
в 1840 г. в предисловии к учебнику ф. студитского сказано, что нужно начинать с “того места, где живут люди”. эта же мысль была высказана в предисловии к учебнику д. д. семенова (1862). идеи родиноведения получили отчетливое отражение в первой методике преподавания “педагогические заметки для учителей” (1864) того же д. д. семенова.
начавшаяся в 70—90-х годах реакция резко повернула преподавание в школах россии к идеям религии, самодержавия и схоластики.
некоторое оживление родиноведческого начала в обучении вновь наблюдалось в конце xix—начале xx в. однако при царизме в школах россии родиноведение не получило массового развития. до революции и в первые годы советской власти школьное краеведение называлось родиноведением. впервые термин “краеведение” был предложен в 1914 г. маньковым, но широко вошел в употребление лишь в советское время (см.: н. ф. куразов. методика преподавания . м., учпедгиз, 1950, стр. 59).
в условиях советской школы широко раскрылись двери просвещению. уже первые советские программы по в 20-х годах были составлены на основе краеведения.
развитие школьного краеведения нашло отражение в постановлении цк вкп(б) от 25 августа 1932 г. “об учебных программах и режиме в начальной и средней школе”. в нем говорилось: “признать необходимым в учебные программы по обществоведению, , языкам, и ввести важнейшие знания, касающиеся национальных культур народов , их , искусства, развития, а также и элементы краеведения (природные особенности, промышленность, сельское хозяйство, соц.- развитие и т. д.)” (“сборник руководящих материалов о школе”. м., изд-во апн рсфср, 1952, стр. 62—63.)
новый подъем школьного краеведения имел место после великой отечественной войны 1941—1945 гг. особенно широкого распространения он достиг в последние годы.
перед тем как перейти к анализу современного состояния краеведения в наших школах, остановимся на раскрытии понятий “краеведение”, “школьное краеведение”, “ краеведение”.
по вопросу о краеведении написано немало работ. однако до сих пор нет единого понимания термина “краеведение”. обычно считается, что краеведением занимается каждый, кто непосредственно изучает то или иное природное или общественное явление на данной территории. однако большинство авторов сходятся на том, что “краеведение ставит себе такие же , как и ». оно стремится не только собрать данные о какой-то территории, но и поставить их в зависимость, выяснить влияние одних факторов на другие, т. е. стремится также дать комплексную картину природы и жизни в данной местности” (а. с. барков. вопросы методики и . (избранные работы.) м., изд-во апн рсфср, 1961, стр. 74.) исходя из того, что объект и методы изучения и краеведения , а. с. барков рассматривал краеведение как “малую ”, или, точнее, как “малое страноведение”. однако он не исключал, а предполагал возможность и краеведения , , зоологического и т. д.
ответ:
социализм может быть побежден только оружием свободы». 6. колониальные авантюры и рост националистических настроений — курс на участие в мировой войне.
возможная личностно значимая проблема: политика правительства, направленная на создание империи путем захватнических войн, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасного существования
планируемые результаты изучения материала
учащиеся углубляют знания о возрастающей роли государства в процессе модернизации страны в эпоху монополистического капитализма; знакомятся с такой функцией государства, как вмешательство в ; в негативных последствиях нищеты населения — росте насилия и эмиграции; политику колониальных захватов и националистическую пропаганду, подготовившие вступление италии в первую мировую войну
методы обучения
и формы организации учебной деятельности
проблемный или частично поисковый метод.
познавательные : 1. сравните развитие италии в конце xix в. с развитием любой другой известной вам западноевропейской страны. укажите особенности развития монополистического капитализма в италии. 2. как вы думаете, почему проникновение на внешние рынки стало для итальянских предпринимателей «вопросом жизни или смерти»? 3. подумайте, что имел в виду джованни джолитти, когда сказал, что «социализм может быть побежден только оружием свободы». согласны ли вы с его точкой зрения? 4. российский н. н. кареев в начале xx в. написал об италии: «народ был беден до объединения и остался бедным после объединения». как вы думаете, на основании каких явлений в развитии италии н. н. кареев мог сделать такой вывод?
форма урока: комбинированный урок или школьная лекция.
приемы деятельности учителя: образное повествование (конституционная монархия; развитие страны), картинное описание (плата за отсталость страны — эмиграция; «движения протеста в стране»; «социализм может быть побежден только оружием свободы»), конспективное повествование (колониальные авантюры и рост националистических настроений)
развитие умений учащихся
учатся рационально выполнять ; логически осмысливать и излагать информацию; решать познавательные ; оценивать явления; воссоздавать образы; сравнивать и анализировать
основные понятия
и термины
арбитр
источники информации: школьные
и внешкольные
учебник, § 22. рабочая тетрадь. карты: «объединение италии», «европа в конце xix — начале xx в. развитие», «мир к 1914 г.» образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной : монархи европы: судьбы династий. — м.: республика, 1996. — с. 374—378