РЕШИТЕ
1. Появление земледелия и скотоводства привело к:
а) возникновению родовых общин;
б) приручению собак;
в) появлению в хозяйстве излишков;
г) полному отказу от собирательства и охоты
2. Скифское царство находилось в:
а) Поволжье;
б) Причерноморье;
в) Центральной Азии;
г) Прибалтике
3. В период формирования Древнерусского государства VI-VIII вв.:
а) восточные славяне были христианами;
б) главным занятием восточных славян была морская торговля;
в) восточные славяне жили родовыми общинами;
г) племена восточных славян жили в Северном Причерноморье
4. Что стало результатом приглашения на княжение варяжского князя?
а) в Новгороде началось правление династии Рюриковичей;
б) на Русь пришло христианство;
в) завершилось образование Древнерусского государства;
г) у славян появилась первое письменное законодательство
5. С именем какого князя связаны разгром Хазарского каганата и
организация военных походов на Балканы?
а) Святослава;
б) Владимира Мономаха;
в) Владимира Святого;
г) Ярослава Мудрого
6. Каково было последствие принятия христианства?
а) ослабление княжеской власти;
б) создание государства у восточных славян;
в) укрепление международного авторитета Руси;
г) возникновение феодальной раздробленности
7. О деятельности какого князя идет речь в отрывке из документа?
Заложил… город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь святой
Софии, митрополию, и затем церковь на Золотых воротах – святой Богородицы
Благовещения, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины. И стала при нем вера
христианская плодиться и расширяться, и… монастыри появляться.
а) Игоря; в) Ярослава Мудрого;
б) Рюрика; г) Святослава
8. Как назвали в Древней Руси разорившихся общинников, попавших в долговую кабалу за
ссуду?
а) закупами;
б) холопами;
в) дружинниками;
г) полюдьем
9. Когда состоялся съезд князей в Любече, постановивший «каждый держит отчину свою»?
а) в 882 г. в) в 1097 г.
б) в 988 г. г) в 1147 г.
10. Чем является «Слово о законе и благодати»?
а) записью происходивших событий, составленной по годам;
б) литературным описанием жизни и деятельности христианского
святого;
в) произведением, написанным в форме торжественного обращения;
г) сборником законов Древнерусского государства
11. Почему росло число княжеств на Руси XII – начала XIII в.?
а) в результате освоения новых земель увеличилась территория;
б) на княжеский престол стало претендовать местное боярство;
в) наступил период феодальной раздробленности;
г) участились набеги половцев
12. Выберите словосочетание, имена или дату – то, что логически связано с историей
Владимиро-Суздальского княжества.
а) соправительство двух князей;
б) болотистая земля;
в) Садко и Василий Буслаев;
г) 1147 г.
13. Чем был вызван отказ хана Батыя от завоевания государства Европы?
а) смертью монгольского полководца;
б) героическим сопротивлением жителей Руси;
в) плохими погодными условиями;
г) норманнским нашествием в Азию
14. В Куликовской битве, в отличие от Ледового побоища, русское войско:
а) одержало победу;
б) сражалось с монголо-татарами;
в) возглавлял Иван III;
г) сражалось с войсками Великого княжества Литовского
15. Как называли ордынских сборщиков дани в русских княжествах?
а) баскаками;
б) смердами;
в) наместниками;
г) тысяцкими
16. Заключение унии между Литвой и Польшей было вызвано их стремлением:
а) остановить наступление Тевтонского ордена;
б) освободить русские земли от золотоордынского ига;
в) породниться с западноевропейскими династиями;
г) принять православие
17. В чем состояло значение правления Ивана Калиты?
а) уничтожил зависимость русских земель от Золотой Орды;
б) завершил процесс объединения русских земель;
в) он обезопасил Московское княжество от набегов ордынцев;
г) построил белокаменный Московский Кремль
18. Что произошло в результате объединения русских земель?
а) расширение торговых связей между областями;
б) увеличение числа удельных княжеств;
в) развитие натурального хозяйства;
г) переход от присваивающего к производящему хозяйству
В то же время, с древних времен существовали общества, которые нельзя назвать вполне традиционными. Отход от традиционного общества был связан, как правило, с развитием торговли. К этой категории относят греческие города-государства, средневековые самоуправляемые торговые города,Англию и Голландию XVI—XVII веков. Особняком стоит Древний Рим (до III века н. э.) с его гражданским обществом.
Быстрая и необратимая трансформация традиционного общества начала происходить лишь с XVIII века в результатепромышленной революции. К настоящему моменту этот процесс захватил почти весь мир.
Принятые в Древнем Египте педагогические методы и приемы обучения соответствовали целям и идеалам воспитания и обучения. Ученику надлежало прежде всего научиться слушать и слушаться. В ходу был афоризм: "Послушание — это наилучшее у человека". Учитель обыкновенно обращался к ученику с такими словами: "Будь внимателен и слушай мою речь; не забудь ничего из того, что говорю я тебе".
Процесс обучения в Древнем Египте начинался с 5 лет. Поначалу ученик должен был научиться правильно и красиво писать и читать, затем — составлять деловые бумаги, соблюдая соответствующий стиль. Для овладения грамотой ученику следовало запомнить не менее 700 иероглифов, различать беглое, упрощенное и классическое письмо. В итоге ученик должен был овладеть деловым стилем — для светских нужд и уставным — для составления религиозных текстов. В эпоху Древнего царства (3-е тысячелетие до н. э. ) еще писали на глиняных черепках, коже и костях животных. Но уже в этот период появилась бумага — папирус — из болотного растения того же названия. Позже папирус становится основным писчим материалом. У писцов и школяров имелся своеобразный письменный прибор: чашечка для воды, деревянная дощечка с углублениями для краски из сажи и охры, а также тростниковая палочка для письма. Почти весь текст писали черной краской. Красную краску использовали для обозначения пунктуации и выделения отдельных смысловых фраз. Образование требовало немалого труда. Занятия в школе шли с раннего утра до позднего вечера. Нерадивых сурово наказывали. Попытки нарушить аскетический режим беспощадно пресекались. Чтобы достичь успеха в обучении, школьники должны были жертвовать мирскими радостями. Вот что говорится в одном из папирусов, где учитель наставляет нерадивого ученика: "Вставай на свое место! Книги уже лежат перед твоими товарищами. Читай прилежно книгу. Люби писание и ненавидь пляски. Целый день пиши твоими пальцами и читай ночью. Не проводи дня праздно, иначе горе твоему телу. Спрашивай совета того, кто знает больше тебя. Мне говорят, что ты забрасываешь ученье, ты предаешься удовольствиям, ты бродишь из улицы в улицу, где пахнет пивом. А пиво совращает душу. Ты похож на молельню без бога, на дом без хлеба. Тебя учат петь под флейту. Ты сидишь перед девушкой, и ты умащен благовониями. Твой венок из цветов висит у тебя на шее. Я свяжу твои ноги, если ты будешь бродить по улицам, и ты будешь избит гиппопотамовой плетью".
Для обучения использовалась и дидактическая литература. В знаменитом “Поучении Птахотепа”, дошедшем до нас в редакции Среднего царства, но составленного еще в эпоху Древнего царства, Птахотеп говорит сыну: “Если ты начальник, отдающий распоряжение многим людям, стремись ко всякому добру, чтобы в распоряжениях твоих не было зла. Велика справедливость, устойчиво все отличное”. Опытный старый вазир этими словами предостерегает своего сына от жестокости и нарушения законов.. . Уже в эпоху Древнего царства египтяне ценили красноречие, ораторское искусство, которому специально обучали детей с младшего возраста.